Отчет по ознакомительной практике
Обучение в вузе или среднем профессиональном учреждении – важный этап в жизни человека. Здесь студенты постигают азы специальности, которой решили посвятить жизнь.
Но плох тот специалист, что ни разу «не нюхал пороха», а потому для закрепления теоретических знаний необходимо пройти практику. Она бывает разная в зависимости от направления деятельности и курса, но сегодня мы поговорим про самую первую практику в жизни студентов – ознакомительную или, как её ещё называют, учебную.
Именно она даёт первый опыт, позволяет применить полученные на лекциях знания и сформировать важные умения и навыки. На ознакомительной практике обучающиеся впервые знакомятся с профессией лицом к лицу, оказываются на передовой и имеют возможность пообщаться с теми, кто уже работает по данной специальности.
Её главное отличие в том, что здесь юные умы не проявляют непосредственную активность в профессии – они как бы с ней знакомятся, наблюдают за процессом со стороны. Это первое погружение в сложный мир выбранной профессии.
Учебная практика обычно проходит на первых курсах, но всё зависит от условий учебного заведения и его особенностей. Место также выбирает зачастую вуз или среднее профессиональное заведение – у них есть договоренности с некоторыми компаниями или предприятиями.
Хотя иногда бывают и такие ситуации, когда обучающийся может самостоятельно выбрать предприятие, на котором хочет пройти практику. Однако для этого требуется принести заведующему отделения или декану заявление из той компании, которая готова взять конкретного студента на этот период к себе, не позднее чем за месяц до начала практики.
По её окончании каждый должен предоставить отчёт. Встречается он в самых разных видах и формах – иногда учебное заведение даёт уже готовый бланк, где нужно заполнить графы, но бывают отчёты и в более свободной форме.
Есть и такие, которые представляются в виде научно-практической работы по типу реферата или курсовой: там есть требования к оформлению титульного листа, должен быть представлен список источников, а также, при необходимости, могут быть разные приложения.
Что важно усвоить: отчет – не то же самое, что сочинение на тему «Как я прошёл практику?». Тут важна конкретика, есть структура и пункты, которые обязательны, хоть они и разнятся от вуза к вузу.
Отчёт о прохождении ознакомительной практики позволяет обучающемуся проанализировать свою деятельность в её ходе, сделать какие-то выводы и т.п. Однако структура каждого отчёта похожа – в нём обязательно должно быть введение, основная часть и заключение.
Примеры ознакомительной практики
Введение в отчете по ознакомительной практике
Пожалуй, самая простая часть. Во введении студент указывает все выходные данные о месте и времени прохождения практики – номер и адрес предприятия, какого числа началась практика и когда закончилась и т.д.
Также здесь прописываются цели и задачи по прохождению ознакомительной практики, которые каждый формулирует самостоятельно, пользуясь профессиональной терминологией.
Цель – это то, зачем нужно пройти именно эту практику, а задачи, следовательно, некие пункты плана, которые позволили прийти к намеченной цели.
Заключение в отчете по ознакомительной практике
В заключении прописываются выводы по практике – что важное для себя узнал студент.
Это некое подведение итога, позволяющий проанализировать, какие задачи в течение этого времени удалось реализовать на практике, а какие – нет.
Если не удалось, то указать причины, почему так получилось. Здесь учащийся пишет о своих впечатлениях, какие трудности возникли в работе, а также оценивает собственную деятельность.
Однако следует помнить, что отчёт – это в первую очередь документ, а потому, описывая собственные впечатления, не стоит скатываться в жаргонизмы и сленг.
В этой части обязательно нужно указать, удалось ли достичь поставленной цели, которая была прописана во введении.
Обращаем ваше внимание, что важно грамотно соотносить каждую задачу, которую упоминали в самом начале.
Получится такая схема: планируемая задача – достигнут ли результат и в каком виде (если нет, то почему? что помешало?).
Дневник отчета по ознакомительной практике
Вместе с отчётом на кафедру или в отделение сдаётся дневник по прохождении практики.
Зачастую его выдаёт учебное заведение, но иногда студентам приходится распечатывать самостоятельно или же заполнять в электронном формате и отправлять методисту, который ведёт учебную практику.
В дневнике подробно расписаны задачи на каждый день практики, а также представлен график.
Это позволяет студенту значительно легче организовать собственную деятельность и отслеживать прогресс.
Однако даже заполненный дневник не гарантирует успешного прохождения – он обязательно должен быть проверен методистом, который поставит оценку и подпись.
Характеристика на студента в отчете по ознакомительной практике
В отличие от отчёта и дневника, характеристику заполняет непосредственно руководитель практики (методист, куратор) или же директор заведения, в котором студент проходил ознакомительную практику.
Без заполненной характеристики практика не может быть засчитана как пройденная.
Обычно в характеристике методист указывает, какие профессиональные качества проявил студент за время практики, какие отрицательные моменты были, общее впечатление о деятельности обучающегося.
Аттестационный лист на студента в отчете по ознакомительной практике
Примечательно, что в некоторых учебных заведениях вдобавок к дневнику, отчету по практике и характеристике могут давать ещё и аттестационный лист.
Его по аналогии с характеристикой заполняет методист по практике или руководитель предприятия, где была пройдена практика.
Отличается он от характеристики тем, что зачастую аттестационный лист похож на таблицу, где указаны конкретные знания и навыки, которые должен продемонстрировать обучающийся для успешного завершения практики.
Отчет по учебно-ознакомительной практике по специальностям
Всё-таки, невзирая на похожую структуру, требования к написанию отчётов о прохождении практики у каждого учебного заведения свои – многое ещё зависит от специальности.
Психология
Независимо от направления психологии, все студенты пишут отчёты в виде небольших рефератов.
На титульном листе указывается владелец отчёта (ФИО обучающегося), даты прохождения практики и место.
Также обычно на титульном листе внизу страницы есть место для оценки и подписи руководителя практики.
Далее студент прописывает содержание проделанной работы. Как и в курсовой, здесь есть два раздела – теоретический и практический.
Кроме того, в отчете психологов нужно введение, заключение, список используемой литературы и приложения, если таковые имеются.
Что интересно, введение и заключение пишутся от первого лица («Я, Петров Василий Николаевич, студент N вуза N факультета, обучающийся на 1/2/3 курсе, прошёл ознакомительную практику в…»).
Обязательно следует рассказать об особенностях выбранного предприятия – выходные данные директора, заместителя, адрес, полное наименование, на чем специализируется.
После этого указываются цель и задачи ознакомительной практики, которые формулирует сам студент.
Основная часть делится на теорию (что наблюдал студент, какие мероприятия посетил, с какими пациентами ему удалось пообщаться) и практику (какие задания из дневника сделаны, результаты проектной работы с одногруппниками и т.д.).
В заключении указывается, какие задачи были выполнены и каким образом.
Отдельно представляется список литературы, если при прохождении практики обучающемуся требовалось искать дополнительные материалы (тематические статьи, журналы, профессиональная литература, интернет-ресурсы и др.).
Теплоэнергетика и теплотехника
По данной специальности не всегда требуется оформление титульного листа и содержание работы – иногда студенты направления теплоэнергетика начинают отчёт о прохождении ознакомительно-учебной практики прямо с введения.
Начинается оно так же, как и отчёт психологов, – с представления студента самого себя в первом лице. Далее описывается место прохождения и даты начала и конца практики.
Во введении обучающийся указывает все данные о предприятии, вплоть до численности сотрудников.
Основная часть может быть как разделена на теорию и практику, так и просто содержать подзаголовки h2 и h3 в качестве изложения каждого дня практики с опорой на дневник.
Бывает, что студент самостоятельно разрабатывает структуру отчета, где указывает особенности предприятия, конкретную деятельность в ходе практики и её результаты.
Заключение ничем не отличается – оно аналогично пишется от первого лица, в этой части отчета обучающийся должен ответить на вопрос, какие выводы он сделал на основе ознакомительной практики и что нового для себя узнал.
Логопедия
Обычно отчет учебной практики у логопедов схож с написанием рефератов по структуре. На титульном листе указывается вся информация о студенте, месте прохождения, а также имя методиста. На следующем листе представлено содержание всей работы.
Что интересно, введение здесь пишется не так как у предыдущих специальностей – у логопедов коротко и по делу: сформулирована цель («Целью нашего исследования было…») и расписаны задачи («Мы ставили такие задачи, как…»).
Иногда можно дополнительно указать базу прохождения ознакомительной практики, но не более того. Остальная информация уже указана на титуле, поэтому дублировать её не имеет смысла.
Основную часть и название заголовков студент определяет самостоятельно. Однако первый параграф обязательно должен содержать подробную информацию о заведении, где обучающийся проходит практику.
В последующих одном-двух пунктах могут быть расписаны должностные обязанности логопеда, педагогический состав учреждения и т.д.
Далее студент начинает подробно описывать, что конкретно он делал на этой практике – проводились ли какие-то исследования или наблюдения.
Если да, то указываются подробности группы детей, за которыми наблюдал будущий дефектолог, их особенности и многое другое.
Иногда в отчете можно написать рекомендации по проделанной работе – студент как бы анализирует, что можно было сделать лучше, пытается осознать, где мог бы поработать эффективнее.
Педагогика
У педагогов отчет по учебной практике зачастую ничем не отличается от курсовой работы, а структура похожа с психологами. Однако подобное чаще всего встречается в высших учебных заведениях.
В средних профессиональных иногда встречается отчет по практике в виде бланка, который нужно заполнить. Его выдаёт вместе с дневником по практике учебное заведение.
Представляет он собой уже напечатанную основу, в которую нужно вписать определенные значения.
Например:
Я, _____________, студент(ка) Некрасовского педколледжа и обучающийся(-аяся) группы ______ проходил(а) практику на базе __________.
В отчете студент должен указать, какие профессиональные качества он проявил на практике, какие знания ему пригодились непосредственно в течение этого периода, что за трудности возникли и т.д.
Зачастую такую форму отчета преподавателям легче проверять, так как они однотипны и методист уже знает, куда конкретно нужно смотреть, чтобы сделать вывод о проделанной работе и поставить соответствующую оценку обучающемуся.
Юриспруденция
Отчет по практике будущих юристов мало чем отличается от тех же теплоэнергетиков – структура у них общая: введение (определение цели и задач), основная часть (анализ базы прохождения ознакомительной практики, её особенностей, отделов и т.д.) и заключение (обобщение всех выводов).
Однако иногда в отчет может включаться, так называемая, специальная часть – она находится между основной и заключением.
После того, как в основной части практикант рассказывает об особенностях предприятия, он указывает в специальной непосредственно отдел, в котором проходил практику.
Здесь требуется расписать, почему студент выбрал этот отдел, в чём особенности его деятельности и прочее.
Менеджмент
В данном случае отчет по практике похож на стандартный – введение, основная часть и заключение, где в основной части прописываются все особенности предприятия (базы прохождения ознакомительно-учебной практики), в том числе и взаимодействие в коллективе.
Обычно в течение практики студент должен наблюдать за управлением людей на конкретных должностях, на основе чего делает выводы и интересные заметки.
Он анализирует в отчете это с точки зрения вида и стиля управления, делает предположения, насколько они эффективны, дает рекомендации, что можно сделать лучше.
Отчет по учебно-ознакомительной практике по направлениям
Как уже стало понятно, в большинстве своём отчеты о прохождении практики похожи, независимо от специальности и направления. Конкретные требования есть у каждого вуза или даже порой у каждого преподавателя.
Кто-то даст заполнить отчет в виде бланка, а кто-то скажет написать небольшой реферат на основе собственных рассуждений и выводов.
В школе
Отчет у тех студентов, чья будущая работа связана со школой (учителя, психологи, педагоги-организаторы), в большинстве своём похожа на написание научно-практических работ – с теоретической и практической частью.
Иногда же бывает, что для отчета по практике достаточно просто заполнить отдельный бланк в дневнике, но чаще всего требуется непосредственное мини-исследование.
Помимо общих постановлений (введение, основная часть, заключение, списки литературы, приложения), студенты педагогических вузов и колледжей анализируют собственную деятельность или же работу педагогов, чьи уроки они смотрят, – какие методики были применены, какие приемы использовали учителя при проведении уроков и т.д.
Также в отчете можно описать особенно понравившийся прием, который обучающийся будет использовать при проектировании собственных уроков для дальнейшей практики и для работы в школе.
В детском саду
Отчет по ознакомительной практике в детском саду практически ничем не отличается от школы.
Структура одна и та же: будущие воспитатели аналогично могут указывать на особо запомнившиеся моменты и методики, которые планируют применять в будущей работе.
- Содержание для отчета по практике (Ознакомительная). Синергия. Информационные системы и технологии. Курс 1
- Список литературы для отчета по практике (Ознакомительная). Синергия. Информационные системы и технологии. Курс 1
- Титульный лист для отчета по практике (Ознакомительная). Синергия. Информационные системы и технологии. Курс 1
- Введение для отчета по практике (Ознакомительная). Синергия. Информационные системы и технологии. Курс 1
- Глава 1 для отчета по практике (Ознакомительная). Синергия. Информационные системы и технологии. Курс 1
- Глава 2 для отчета по практике (Ознакомительная). Синергия. Информационные системы и технологии. Курс 1
- Глава 3 для отчета по практике (Ознакомительная). Синергия. Информационные системы и технологии. Курс 1
- Глава 4 для отчета по практике (Ознакомительная). Синергия. Информационные системы и технологии. Курс 1
- Глава 5 для отчета по практике (Ознакомительная). Синергия. Информационные системы и технологии. Курс 1
- Дневник для отчета по практике (Ознакомительная). Синергия. Информационные системы и технологии. Курс 1
- Заключение от руководителя университета для отчета по практике (Ознакомительная). Синергия. Информационные системы и технологии. Курс 1
- Заключение для отчета по практике (Ознакомительная). Синергия. Информационные системы и технологии. Курс 1
- Отчет для отчета по практике (Ознакомительная). Синергия. Информационные системы и технологии. Курс 1