Вид практики – учебная практика.
Тип практики – «практика по получению первичных профессиональных умений и навыков». Учебная практика запланирована для студентов, осваивающих программу по направлению подготовки 37.03.01 Психология (профиль – Психологическое консультирование).
Способ проведения практики – стационарная (проводится в Университете или в профильной организации, расположенной на территории населенного пункта (г. Москва), где расположен Университет).
Форма проведения практики – дискретная (путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий).
Цель учебной практики:
— закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе аудиторных занятий;
— расширение профессионального кругозора студентов;
— приобретение первичных навыков и изучение опыта работы в сфере деятельности, соответствующей направлению подготовки бакалавриата 37.03.01 «Психология».
Формы отчетности по практике
По окончании практики студенты должны представить следующие документы:
— индивидуальное задание;
— дневник практики;
— отчет о прохождении практики;
— характеристика с места практики.
Индивидуальное задание назначается в зависимости от места прохождения практики и может содержать следующее.
ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ:
1. Для прохождения практики на базе АНОВО «Московский международный университет» необходимо:
а) ознакомиться:
— со спецификой деятельности практического психолога, определение актуальности, специфики функционирования психологической службы в организациях (учреждениях, предприятиях):
— цель, задачи, принципы психологической службы;
— основные требования к организации и оформлению психологического кабинета;
— психологический инструментарий; требования, предъявляемые к психологическому (специфическому) инструментарию;
б) изучить:
— нормативно-правовую документацию психолога (Законы РФ, положения о психологической службе, должностные обязанности психолога, этический кодекс психолога Российского психологического общества и др.);
— организационно-методическую документацию;
— специальную (рабочую) документацию психолога;
— деятельность психолога по основным направлениям (психодиагностика, психоконсультирование, психокоррекция, психопрофилактика, психопросвещение);
в) выполнить следующие виды работ:
— провести диагностику личности или малой группы (возможно, дистанционно), используя 1-2 из предложенных методик (Приложение 1-20) или на свой выбор;
— проанализировать результаты диагностики и представить их (количественный и качественный анализ). Анализ полученных результатов, представленный в виде таблиц, графиков, диаграмм, можно вынести в Приложение отчета.
— анализ практических ситуаций с использованием теоретических знаний (предложенных в методических рекомендациях или из собственного опыта) (Приложение 21);
— самостоятельное составление плана работы психолога на неделю.
2. Для прохождения практики на базе образовательных учреждений необходимо:
а) ознакомиться:
— со структурой и направлениями деятельности образовательного учреждения;
— спецификой функционирования психологической службы в данном учреждении;
— спецификой деятельности психолога в образовательном учреждении;
б) изучить:
— нормативно-правовую документацию психолога (Законы РФ, положения о психологической службе, должностные обязанности психолога, этический кодекс психолога Российского психологического общества, приказы и др.);
— организационно-методическую документацию (хронометраж рабочего времени, график работы, планы работы, аналитические отчеты и др.);
— специальную (рабочую) документацию психолога (журналы консультаций, результаты диагностики, коррекционные карты, протоколы диагностического обследования и др.);
— формы работы психолога с обучающимися (одаренными, педагогически запущенными, неуспевающими, с девиантными формами поведения и пр.);
в) выполнить следующие виды работ:
— наблюдение за практической деятельностью психолога учреждения, оказание ассистентской помощи при проведении тестирований, тренингов и других психологических мероприятий;
— анализ психологических программ, используемых на практике психологом образовательного учреждения;
— провести диагностику (возможно, дистанционно) когнитивной, эмоционально-волевой сферы обучающихся в образовательном учреждении (используя 1-2 из предложенных методик (Приложение 1-20) или на свой выбор), обработка результатов, разработка рекомендаций по выявленным проблемам;
— анализ практических ситуаций с использованием теоретических знаний (из опыта наблюдения за деятельностью психолога или из собственного опыта).
3. Для прохождения практики на базе психологических центров, центров помощи, социально-реабилитационных центров необходимо:
а) ознакомиться:
— со структурой и направлениями деятельности организации;
— спецификой функционирования психологической службы в данном учреждении;
— спецификой деятельности психолога в организации;
б) изучить:
— нормативно-правовую документацию психолога (Законы РФ, положения о психологической службе, должностные обязанности психолога, этический кодекс психолога Российского психологического общества, приказы и др.);
— организационно-методическую документацию (хронометраж рабочего времени, график работы, планы работы, аналитические отчеты и др.);
— специальную (рабочую) документацию психолога (журналы консультаций, результаты диагностики, коррекционные карты, протоколы диагностического обследования и др.).
в) выполнить следующие виды работ:
— наблюдение за практической деятельностью психолога учреждения, оказание ассистентской помощи при проведении тестирований, тренингов и других психологических мероприятий;
— провести социально-психологическую диагностику личности и группы (возможно, дистанционно), используя 1-2 из предложенных методик (Приложение 1-20) или на свой выбор;
— анализ практических ситуаций с использованием теоретических знаний (из опыта наблюдения за деятельностью психолога или из собственного опыта).
4. Для прохождения практики на базе ведомственных психологических служб, организаций и предприятий необходимо:
а) ознакомиться:
— со структурой и направлениями деятельности организации (предприятия);
— с моделью и спецификой психологической службы в данной организации;
— спецификой деятельности психолога в организации (на предприятии);
б) изучить:
— нормативно-правовую документацию психолога (Законы РФ, положения о психологической службе организации (предприятия), должностные обязанности психолога, этический кодекс психолога Российского психологического общества, приказы и др.);
— организационно-методическую документацию (хронометраж рабочего времени, график работы, планы работы, аналитические отчеты и др.);
— специальную (рабочую) документацию психолога (журналы консультаций, результаты диагностики, коррекционные карты, протоколы диагностического обследования и др.);
— формы работы психолога с сотрудниками организации;
в) выполнить следующие виды работ:
— наблюдение за практической деятельностью психолога организации, оказание ассистентской помощи при проведении тестирований, тренингов и других психологических мероприятий;
— изучение социально-психологического климата коллектива, личностных характеристик персонала, особенностей корпоративной культуры сотрудников;
— провести социально-психологическую диагностику личности и группы, психологической совместимости сотрудников, используя 1-2 из предложенных методик (Приложение 1-20) или на свой выбор;
— анализ практических ситуаций с использованием теоретических знаний (из опыта наблюдения за деятельностью психолога или из собственного опыта).
Дневник практики и порядок его представления
Процесс прохождения практики фиксируется в дневнике практики, который содержит следующие разделы:
— календарный план прохождения основных этапов практики и ежедневный краткий отчет о выполнении заданий практики;
-совместный рабочий график (план) проведения практики руководителя практики от организации (вуза) и руководителя практики от профильной организации.
Выполнение этапов, описанных в дневнике, заверяется подписью руководителя практики от профильной организации.
Дневник практики должен быть оформлен аккуратно, разборчиво, без помарок и подчисток.
Отчет по практике
По итогам прохождения практики готовится отчет.
Объем отчета (без приложений) – не менее 10-15 страниц. Гарнитура – Times New Roman, кегль – 14, межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание по ширине. Параметры страницы – сверху и снизу 20 мм, слева 30 мм, справа 15 мм. Нумерация страниц ставится внизу по центру.
В тексте допускаются схемы и таблицы; схемы и таблицы, занимающие более 70% страницы, размещаются в приложении к отчету.
Отчет должен содержать описание работы, выполнявшейся во время практики, и видов деятельности, освоенных студентом. В отчете должно быть выражено личное отношение студента к деятельности, которой ему пришлось заниматься на протяжении всего периода практики.
В своем отчете студент может предложить анализ своей собственной подготовленности к прохождению практики, показать, содержание каких дисциплин позволило ему понять формы и методы работы психолога.
Текст отчета по практике должен содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.
Во введении должны быть отражены: цели и задачи прохождения практики, ее предмет и объект, основное содержание своей работы во время практики.
Основная часть должна содержать:
1. Знакомство с объектом практики – организацией, ее краткая характеристика.
2. Знакомство с особенностями деятельности психолога в организации на основе анализа должностной инструкции, типового трудового договора.
3. Практическая деятельность под руководством руководителя практики от профильной организации.
4. Оформление документов, регламентирующих прохождение практики в организации.
5. Выполнение индивидуального задания. Раскрыть личные функциональные обязанности, реализуемые обучающимся на рабочем месте, и практические результаты, достигнутые в процессе прохождения учебной практики.
6. Согласование отчета по практике с руководителем от профильной организации.
7. Заполнение дневника по практике.
В заключении приводятся общие выводы. Указывается выполнение поставленной цели практики.
Библиографический список должен включать нормативные акты, локальные акты организации, литературу по данной теме за последние пять лет: учебники, научные публикации в газетах и журналах, статистические сборники.
К отчету по практике могут прилагаться различные документы, раскрывающие специфику характера работы, выполняемой студентом.
Характеристика с места прохождения практики оформляется на бланке организации и содержит анализ деятельности студента на месте.
Оценочные средства
Текущий контроль: собеседование; проверка заполнения дневников практики; беседа с руководителем от профильной организации.
Промежуточный контроль (дифференцированный зачет): проверка документов по практике.
Шкала оценивания и критерии оценки
Отлично (зачтено):
Программу практики выполнил в полном объёме на высоком уровне.
Интеграция знаний, умений, навыков, полученных при изучении дисциплин.
Нахождение новых идей, способов использования знакомых технологий.
Документация полностью соответствует предъявляемым требованиям.
Документация сдана в установленные сроки.
Прохождение практики оценено на оценку «отлично».
Показал высокий уровень предпрофессиональной компетентности.
Хорошо (зачтено):
Программу практики выполнил в полном объёме, допустив негрубые ошибки.
Показал недостаточную интеграцию знаний, умений, навыков, полученных при изучении дисциплин.
Затруднялся в поиске способов использования знакомых технологий.
Документация не в полном объеме соответствует предъявляемым требованиям.
Документация сдана в установленные сроки.
Прохождение практики оценено на оценку «отлично» / «хорошо».
Показал средний уровень предпрофессиональной компетентности.
Удовлетворительно (зачтено):
Программу практики выполнил в неполном объёме, предусмотренные программой практики.
Практически не показал интеграцию знаний, умений, навыков, полученных при изучении дисциплин.
Документация не в полном объеме соответствует предъявляемым требованиям.
Документация сдана в установленные сроки.
Прохождение практики оценено на оценку «отлично»/ «хорошо»/ «удовлетворительно».
Показал низкий уровень предпрофессиональной компетентности.
Неудовлетворительно (не зачтено):
Не выполнены требования, предъявляемые к умениям и навыкам, оцениваемым «удовлетворительно».
Остальные части данного отчета по практике: