3. Основные направления деятельности психолога образовательной организации
В настоящее время становится актуальной в образовательных учреждениях психопрофилактическая деятельность психолога. Она связана с изучением, прогнозом, созданием условий (бытовых, психологических, трудовых, воспитательных, учебных и др.), максимально благоприятных для психического развития ребенка.
В рамках данного направления психологической службы специалисты решают следующие блоки задач:
1. Предупреждение возможных нарушений условий развития ребенка. Здесь рассматриваются ситуации и обстоятельства целенаправленного воспитания, обучения и психического развития человека в условиях семьи, образовательного учреждения, а также профилактика стихийного влияния на становление личности в условиях неформальных групп, негативного воздействия средств массовой информации, рекламы и др.
2. Предупреждение отклонений в психическом развитии ребенка. В данном блоке анализируются возможные профилактические меры нарушения познавательной и поведенческой сфер, их зависимости от реальных и идеальных образовательных условий развития человека. Психолог предупреждает возможные осложнения в связи с переходом учащихся на следующие возрастные ступени:
1) период поступления ребенка в школу. Известно, что психолог принимает самое активное участие в определении психологической готовности детей к школьному обучению, определяя когнитивную, мотивационную, эмоционально-волевую готовность детей к обучению. Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики последующих возможных трудностей в обучении. Психопрофилактическая работа в начальной школе имеет особую значимость. С первых дней пребывания первоклассников в школе психолог решает проблемы индивидуального подхода к учащимся, психологической адаптации каждого ребенка к школе, общения учителя с учеником, общения ребенка со сверстниками, развития познавательных интересов и учебной мотивации учащихся, школьной успеваемости.
2) переход учащихся из начальной школы в среднее звено. Психопрофилактическая работа психолога как с учащимися, так и с учителями на данном этапе поможет осознать способности и интересы, сформировать устойчивую самооценку, избежать снижения учебной мотивации, обеспечить психологическую адаптацию школьников к новым социально-педагогическим условиям обучения (переход к предметному обучению).
3) период перехода в старшие классы. При этом цели профилактической работы могут задаваться и с точки зрения психологической адаптации школьников в старшем звене, и с точки зрения их психологической готовности к коренной смене социально-личностной позиции после окончания школы. В целом, психопрофилактическая работа психолога заключается в оказании помощи старшеклассникам в решении сложных вопросов личностного и профессионального самоопределения.
3. Предупреждение межличностных и межгрупповых проблем в дет- ском возрасте, в частности в подростковых классах, которое достигается пу- тем раскрытия и внедрения профилактических мероприятий по сплочению группы, снижению конфликтности между ее членами, формирования комму- никативной компетентности и др.
4. Сохранение и укрепление здоровья детей. В этом блоке задач изу- чаются условия формирования здорового образа жизни, профилактики таба- кокурения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма, физической и психической утомляемости.
5. Предупреждение нарушений педагогической компетентности. Здесь рассматриваются ситуации профилактики коммуникативной некомпетентности педагога, конфликтных черт личности учителя или воспитателя, методической безграмотности и др.
Психологическая диагностика ещё одно направление работы психолога в образовательной организации. Оно более понятно и популярно для участ- ников образовательного процесса, но требует профессиональной грамотности со стороны педагога-психолога.
Психодиагностическая деятельность заключается в использовании психологом различных способов сбора информации для решения следующих задач:
1. Изучение проявлений отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования.
2. Получение данных о динамике развития, влиянии вида и технологии обучения, микросоциального окружения на развитие перспективы человека.
3. Исследование характера психического развития, его темпов.
4. Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития.
5. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
Задача психодиагностики – получить информацию об индивидуально- психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает – учителям, воспитателям, родителям.
Психодиагностика располагает богатым арсеналом малоформализован- ных (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, анализ продуктов деятельности, дидактические тесты или тесты по учебным предметам) и строгоформализованных методов (опросники, психологические тесты, диаг- ностические методики).
Психокоррекционно-развивающая работа педагога-психолога в образо- вательном учреждении характеризуется совокупностью психолого- педагогических воздействий с целью оказания психологической помощи уча- стникам педагогического процесса. Различают коррекционное и развиваю- щее направление деятельности педагога-психолога. За коррекционной рабо- той закрепляется смысл исправления отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития лично- стного и интеллектуального потенциала ребенка, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка, профилактика нежела- тельных негативных тенденций в его личностном и интеллектуальном ста- новлении.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического пора- жения – центральной нервной системы или психического заболевания.
В коррекционной работе специалист имеет определенный эталон пси- хического развития, к которому стремится приблизить ребенка. В развиваю- щей работе осуществляется ориентация на средневозрастные нормы развития для создания условий, в которых ребенок может подняться на оптимальный (более высокий прежнего) для него уровень развития.
В зависимости от направленности коррекционной работы различают две формы коррекции: симптоматическую (кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии) и каузальную (кор- рекция, направлена на источники и причины отклонений).
Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая – патопсихологом, дефектологом, психиатром или психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, соци- ально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных соци- ально-психологическими и педагогическими причинами.
В зависимости от содержательной направленности коррекции разли- чают коррекцию познавательной сферы, коррекцию развития эмоционально- волевой сферы, поведенческую коррекцию и коррекцию межличностных от- ношений и др.
В зависимости от вида организации психологической помощи выделя- ют следующие формы психокоррекции: индивидуальную, микрогрупповую, групповую и смешанную.
Индивидуальная психокоррекция предполагает, что психолог работает с ребенком один на один при отсутствии посторонних лиц. В этом случае обеспечивается конфиденциальность, интимность отношений, и по своему результату данная форма психокоррекции позволяет более глубоко, чем групповая форма, исследовать проблемы ребенка.
Микрогрупповая форма коррекции предполагает работу в мини-группе, состоящей из 2–4 человек, как правило, имеющих сходные проблемы разви- тия. Такая форма позволяет сочетать в себе интимность индивидуальной формы и преимущества групповых процессов.
Групповая форма проведения психокоррекции заключается в целена- правленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимо- отношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога. При решении некоторых проблем, возникающих, на- пример, в сфере общения, межличностных взаимодействий, участие в психо- коррекционных группах может оказаться более эффективным и позволит до- биться положительных результатов, чем при индивидуальной коррекции.
Смешанная форма сочетает достоинства индивидуальной и групповой коррекций и позволяет осуществить комплексный подход к решению про- блем.
По масштабам решаемых задач психокоррекция может быть общей, ча- стной и специальной.
Общая коррекция подразумевает мероприятия, направленные на нор- мализацию микросреды ребенка, регулирующие психофизические, эмоцио- нальные нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств личности.
Частная психокоррекция – это набор психологических действий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового воз- раста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекцион- ных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста фор- мах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.
Специальная психокоррекция – это комплекс приемов, методик и орга- низационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возрас- та, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (за- стенчивость, агрессивность, неуверенность, конфликтность и т.д.).
Психологическое просвещение в образовательном учреждении применя- ется с целью повышения психологической культуры учащихся, их родителей и педагогов. Психологическое просвещение – это приобщение взрослых –
воспитателей, учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям.
Достижение данной цели осуществляется в следующих направлениях:
– расширение представлений и знаний в области развития психики ребенка, особенностей становления личности человека, его субъектных про- явлений на различных возрастных этапах (когнитивной психологии, возрас- тной психологии, психологии личности и т.д.);
– раскрытие специфики психологии обучения и воспитания ребенка в условиях образовательного учреждения, семьи и их взаимосвязи (психология обучения, психология воспитания, психология семьи и т.д.);
– информирование в области межличностных и внутригрупповых процессов, средствах, формах, проблемах взаимодействия в детском возрас- те, их влиянии на психику и поведение ребенка (социальная психология, психология общения, специальная психология и др.);
– расширение психологической компетентности (развитие психоло- гического мышления, овладение психотехнологиями, применение гуманной направленности личности и др.) педагогов и родителей для эффективности работы с детьми различной категории (одаренными, «группы риска», пред- ставителями этнических групп и др.);
– сообщение информации в области профориентологии выпускникам образовательного учреждения (внутренняя и внешняя готовность к овладению профессией, социальное положение в мире профессий, путь профессионального образования и самореализации и др.);
– популяризация, разъяснение результатов новых психологических ис- следований, особенно в области психологии обучения и воспитания;
– формирование потребности в психологических знаниях и намере- ния использовать их в своей жизни и деятельности;
– раскрытие современного состояния общества, его требований к обученности, воспитанности и развитости гражданина, социальных условий жизнедеятельности человека, представлений о проблемах социальной адап- тации ребенка.
Психологическое консультирование – это одно из направлений деятель- ности педагога-психолога. Оно в настоящее время приобретает значимый ха- рактер и становится востребованным для современного человека.
Под психологическим консультированием понимается совокупность процедур, направленных на оказание психологической помощи человеку в разрешение его проблемы.
Теоретически выделяют три основные направления психологического консультирования. Это индивидуальное консультирование, профессиональ- ное консультирование и организационное (промышленное) консультирова- ние.
Индивидуальное консультирование включает возрастно- психологическое консультирование, консультирование детско-родительских отношений, добрачное консультирование, семейное консультирование, пси- хологическую помощь разводящимся супругам, послеразводное консульти- рование, собственно индивидуальное консультирование.
Профессиональное консультирование включает профориентационное консультирование и профессиональный отбор, вопросы профессиональной пригодности и профессиональной адаптации личности, диагностику и обучение персонала новым технологиям, разрешение индивидуальных и групповых профессиональных конфликтов, консультирование по поводу планирования карьеры, консультирование в целях повышения самооценки и личностного роста, консультирование в ситуации поиска и потери работы, проблему самопрезентации и профессионального резюме временно неработающих специалистов.
Организационное консультирование включает консультирование орга- низаций, персонала организаций, консультирование по проблемам структуры и развития организаций (подбор, отбор, обучение и развитие), формирование и поддержку организационной культуры, кадровое консультирование, кон- сультирование руководителей, групповое консультирование по методам при- нятия решений, по решению конкретных проблем организации (конфликты, инновации и т.п.), консультирование по профессионально-кадровому отбору и потенциалу организаций, консультирование по созданию компьютерных банков кадровой информации, маркетинговое консультирование и консуль- тирование по поводу организации рекламы и рекламных услуг организации или предприятия.
Остальные части данного отчета по практике: