1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Целью производственной практики «Научно-исследовательская работа» является формирование и развитие способностей обучающихся к организации и проведению самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области управления безопасностью технологических процессов и производств.
Задачами практики являются:
постановка проблемы, определение объекта, предмета, цели и задач исследования, разработка его концептуальных моделей;
выбор методов и средств решения задач исследования;
разработка теоретических моделей объектов и процессов, относящихся к области исследования;
формирование информационной базы для научного исследования: поиск, сбор, анализ и систематизация информации по теме исследования;
приобретение навыков подготовки научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок;
формирование умений представлять результаты своей работы для специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения;
развитие творческого научного потенциала, способности к самоорганизации, самосовершенствованию, расширению своих научных и профессиональных знаний и умений;
развитие способности к совместной работе с другими специалистами в рамках междисциплинарных исследований, разработки и реализации совместных проектов.
Предварительные компетенции, сформированные у обучающегося до начала прохождения практики:
ОК-4 — владение компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность обучаться);
ОК-8 — способность работать самостоятельно;
ОПК-1 — способность учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Практика способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (табл. 1).
Таблица 1
Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате прохождения производственной практики «Научно-исследовательская работа»
Коды компетенций Содержание
компетенции Планируемые результаты обучения
1 2 3
ПК-15 способность проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы Знать:
— задачи и принципы гигиенического и токсикологического нормирования опасных и вредных факторов, методы их измерения, обработки полученных результатов и прогнозирования последствий воздействия (З1).
Уметь:
— проводить гигиеническое и токсикологическое нормирование опасных и вредных факторов, применять способы их измерения, обработки полученных результатов и прогнозирования последствий воздействия (У1).
Продолжение таблицы 1
1 2 3
возможного развития ситуации Владеть:
— навыками гигиенического и токсикологического нормирования опасных и вредных факторов, способами их измерения, обработки полученных результатов и прогнозирования последствий воздействия (В1).
ПК-18 готовностью осуществлять проверки безопасного состояния объектов различного назначения, участвовать в экспертизах их безопасности, регламентированных действующим законодательством Российской Федерации Знать:
— основы законодательства Российской Федерации, регламентирующего экспертизу безопасного состояния объектов различного назначения; основы организации и планирования деятельности предприятий по осуществлению проверки безопасного состояния объекта; методические основы планирования и проведения экспертизы в соответствии с действующим законодательством (З2).
Уметь:
— использовать в практической деятельности требования по проведению экспертизы безопасности; осуществлять проверку безопасного состояния объектов различного назначения, участвовать в экспертизах их безопасности (У2).
Владеть:
— навыками разработки и реализации безопасного состояния объектов различного назначения; методами проверки безопасного состояния и экспертизы безопасности объектов различного назначения (В2).
ПК-19 способность ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности Знать:
— основные производственные опасности и объекты профессиональной деятельности специалиста в области техносферной безопасности; основные проблемы обеспечения техносферной безопасности (З3).
Уметь:
ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности; идентифицировать основные опасности среды обитания для человека; организовывать мониторинг в техносфере и анализировать его результаты, составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации (У3).
Владеть:
— способностью ориентироваться в основных
Продолжение таблицы 1
1 2 3
методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей (В3).
ПК-20 способность принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные Знать:
— теоретические основы проведения научных исследований и организации экспериментов; методы обработки полученных данных и анализа результатов научных исследований (З4).
Уметь:
— применять теоретические знания в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные (У4).
Владеть:
— навыками ведения научно-исследовательских разработок по профилю подготовки; систематизации информации и обработки полученных данных по теме исследований (В4).
ПК-21
способность решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива Знать:
— методы и способы организации выполнения исследований для решения профессиональных задач; основы организации профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива (З5).
Уметь:
— моделировать процессы оптимизации работы коллектива по выполнению поставленной проблемы; решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива (У5).
Владеть:
— навыками работы и методами решения задач профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива (В5).
ПК-22 способность использовать законы Знать:
— основные законы, концепции, методы, современные направления математики, физики,
Продолжение таблицы 1
1 2 3
ПК-22 и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач химии; актуальные проблемы естественных, гуманитарных и экономических наук; перспективы междисциплинарных исследований (З6).
Уметь:
— использовать методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности (У6).
Владеть:
— методами математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении задач в профессиональной деятельности (В6).
ПК-23 способность
применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных Знать:
— методы планирования эксперимента, стандартные методы получения, идентификации и исследования свойств веществ, правила обработки и оформления результатов эксперимента (З7).
Уметь:
— планировать, анализировать и обобщать результаты экспериментальных исследований, формулировать выводы; организовывать работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок в области техносферной безопасности (У2).
Владеть:
— методами выполнения научных исследований по вопросам техносферной безопасности; навыками описания результатов исследований, в том числе экспериментальных (В7).
Для освоения программы практики обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении предшествующих дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «Надзор и контроль в сфере безопасности», «Системы защиты среды обитания», «Управление техносферной безопасностью», а также при прохождении предшествующих видов практики.
Освоение программы практики является основой для прохождения преддипломной практики и написания выпускной квалификационной работы.
Остальные части данного отчета по практике: