Отчёт по практике под ключ. С печатями. Гарантия! Расчет
Меню Рубрики

Глава 5 для отчета по практике (НИР). МИП. Психология. Курс 4

  1. Главная
  2. /
  3. Виды практики
  4. /
  5. НИР
  6. /
  7. Глава 5 для отчета...

5. Проведение пилотного исследования, первичная обработка полученных данных

Проблема подростковой агрессивности находится в центре внимания психологов, педагогов, социологов, а также общественных организаций (включая и международные). В частности, в документах ВОЗ характеризуются основные формы поведенческих расстройств, являющихся стимуляторами подростковой агрессивности: а) в семейном окружении; б) в группах сверстников, связанные с отвержением и изоляцией; в) в группах сверстников, связанные с социализацией в агрессивных группах; г) оппозиционно-вызывающее поведение, не имеющее внешне наблюдаемых причин. Материалы ВОЗ характеризуют также и симптоматику: подросток испытывает частые, яркие и внезапные вспышки гнева, относится к социальному окружению как к враждебной среде, постоянно вступает в противоречия со взрослыми, отказывается следовать их требованиям и правилам, обидчив, мстителен, легко идет на обман окружающих ради получения выгоды или уклонения от обязательств, склонен к использованию физических действий в отношении оппонентов (причем, в некоторых случаях для усиления последствий травмирующего воздействия охотно использует «подручные средства» или оружие), проявляет нечувствительность к чужому физическому и психическому страданию, фиксирован на себе самом, жесток и изобретателен в способах нанесения вреда жертве, преднамеренно разрушает чужую собственность, расценивает преступления, совершенные публично, как удаль и др. [15].
К рассматриваемому возрастному периоду относятся изменения в самооценке. Акценты постепенно смещаются от внешнего облика – особенности фигуры, лица, кожи, конституционального типа и т.п. – к оценке умственных способностей, волевых и моральных свойств. В самооценке важную роль играют «точки отсчета», идентификационные признаки, а также жизненно актуальные ценности. Например, подросток может низко оценивать уровень собственного художественного развития, но это не будет сколько-нибудь существенно влиять на его внутреннее самоощущение, так как искусство находится на периферии его ценностных ориентаций. В ряде случаев механизм самооценки способен выступать как своеобразное средство психологической самозащиты: самооценка может завышаться, достоинства личности, таким образом, преувеличиваются, а недостатки – преуменьшаются.
Важным пусковым механизмом для агрессивных актов могут стать расхождения между самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны окружения (в частности, взрослых и сверстников) в тех случаях, когда претензии на позиции социометрической звезды или лидера не поддерживаются другими членами группы. Такая мнимая «недооцененность» нередко порождает убежденность в агрессивных намерениях окружающих.
Отметим, что далеко не все агрессивные акты являются следствием социального неблагополучия. А. А. Реан изучал спонтанные и реактивные агрессивные действия в группах внешне вполне благополучных старшеклассников. Под спонтанной агрессией ученый понимает положительные по окраске эмоциональные переживания, возникающие как реакция на трудности в жизнедеятельности других, либо немотивированные действия, направленные на то, чтобы испортить другим настроение, разозлить их, досадить им. Реактивная агрессия связана с недоверием к окружающим людям, быстрой потерей самообладания, когда неадекватно резкую реакцию вызывают даже мелочи. В частности, А. А. Реан установил, что даже в среде благополучных подростков 53% обнаруживают высокую степень спонтанной агрессии, в то время как всего лишь у 9% она полностью отсутствует. Реактивная агрессия проявляется у 50% испытуемых, против 4%, у которых она не обнаруживается. А. А. Реан считает, что агрессивность, как устойчивая личностная характеристика, может формироваться как последствие опыта подавления возможностей самореализации, отмечая, что далеко не всегда речь идет о насильственной стратегии взаимодействия. Наоборот, значительно чаще блокирование актуальных личностных потребностей связано с избытком заботы со стороны взрослых, с «гиперопекой». Родители как бы «застревают» на поведенческих моделях, доказавших свою эффективность на предшествующих этапах воспитания [14]. Здесь проявляется подчас принципиальная разница в позициях подростков и взрослых: первые стремятся к смене сложившихся стереотипов отношений, вторые проявляют консервативность и не склонны перестраиваться, не замечая, что ситуация принципиально изменилась. Агрессивное поведение в этом случае является одним из наиболее часто используемых (хотя и далеко не всегда эффективных) способов преодоления психологического барьера [7].
Данные зарубежных исследователей подтверждают эти выводы. Научение агрессии ярко проявилось в известных экспериментах А. Бандуры с куклой Бобо: агрессивные действия взрослых по отношению к кукле (угрозы, физические действия и др.) затем воспроизводились детьми [2]. Ученые, изучавшие эту проблему, отмечают, что в семьях, где родители сами проявляют агрессивность, непоследовательны в требованиях, руководствуются «двойными стандартами» в воспитании, повышается вероятность детской агрессивности. Р. С. Сирс, Е. Е. Маккоби и К. Левин попытались установить оптимальный тип детско-родительских отношений, в рамках которого социализация агрессивности минимальна. Таковым является тип, когда родители придерживаются сбалансированной позиции, не допускающей ни попустительского отношения к проявлениям детского агрессивного поведения, ни жестких наказаний за него.
Подростковая агрессивность может развиваться, например, на фоне проявляемого родителями и воспитателями эмоционального отвержения, либо, наоборот, в условиях тотального и жесткого контроля. Первое – характерная черта отношений отцов, испытывающих собственные психологические проблемы, например, повышенную тревожность, неуверенность в своих интеллектуальных, маскулинных и сексуальных возможностях. Ребенок растет и развивается в условиях психологического дискомфорта, дефицита внимания и заботы, в результате чего агрессия нередко избирается им как форма своеобразного протестного поведения, мести, как способ эмоциональной разрядки, заставляющий других обратить на него внимание. При этом Т. Д. Молодцова справедливо указывает на наличие характерной для подростков дисфункции между эмоционально-ценностными переживаниями и реальными поведенческими актами: агрессивное поведение может быть индикатором позитивного отношения к объекту, когда оно выступает как способ привлечения внимания; но возможны и обратные ситуации, когда внешне вполне лояльное поведение по отношению к объекту разворачивается на фоне его эмоционально-ценностного неприятия [13, 46].
Второе – характерная черта родителей, напуганных явными и мнимыми (преувеличенными) опасностями жизни в современном обществе и связанными с ними тревогами за будущность и благополучие детей. Бунт детей против мелочной опеки – это естественная реакция самореализующейся личности. В подростковом возрасте возникает потребность в преодолении зависимости от родителей, в обретении автономности и самостоятельности. Идентификация с отцом или матерью сменяется идентификацией с другими референтными людьми (образами, созданными литературой, киноискусством и т.д.) или социальными группами. Многие подростки начинают активно противостоять родителям, испытывают раздражение от вынужденного общения с ними, игнорируют их опеку, настаивают на своем праве совершать поступки. Этот бунт нередко принимает деструктивные, демонстративные формы «противоречия ради противоречия». Взаимодействия с другими взрослыми, в том числе и с социальными педагогами, психологами, с которыми подростки осуществляют более или менее тесные взаимодействия и архетипически соответствующие статусу родителей, часто окрашиваются в сходные тона.
В становлении и развитии агрессивности существенную роль играют и сверстники, задающие социализирующейся личности позитивные и отрицательные социальные ориентиры. Заметим, что агрессивность по отношению к сверстникам проявляется более открыто, чем к взрослым. При этом социальные группы детей и подростков, возможно, гораздо чаще консолидируются на ценностях противостояния («против кого дружим?»).
Идентификационная ориентация на агрессивные образы, референтные личности и социальные группы стимулирует пусковые механизмы «заражения» агрессивностью, научения агрессивным способам самопроявлений. Когда одни члены группы имеют возможность наблюдать за агрессивными действиями других членов, то «маховик насилия» может «раскрутиться»: под влиянием группы агрессивность ее членов усиливается. Заметим, что в части подростковых и юношеских групп агрессивность, жестокость, тревожность нередко становятся устойчивыми, доминирующими чертами, определяющими характер группового общения. Кроме того, следует учитывать, что агрессивные проявления в подростковых и молодежных группах могут не только являться устоявшейся, общепринятой поведенческой нормой, но служить способом самоутверждения, способом захвата, удержания (отстаивания) высоких статусных позиций в группе и связанных с ними привилегий, распределения и осуществления адекватных статусам властных полномочий [3].
Значимый интерес для нашего исследования представляют статистические данные, характеризующие количественные соотношения видов агрессивного поведения и реакций в среде подростков. Здесь необходимо отметить, что приводимые в различных работах цифровые показатели не опираются на репрезентативные выборки и поэтому, с нашей точки зрения, могут быть интерпретированы лишь как ориентировочные. Приведем в качестве характерного примера данные, размещенные на сайте чтений им. В. И. Вернадского (таблиц 1):
Таблица 1 — Проявление различных форм агрессивности у подростков 14- 15 лет, в %
Формы агрессивных действий
Раздражение Косвенная агрессия Обида Подозрительность Вербальная агрессия Негативизм Физическая агрессия
47 59,4 63,4 64,3 66,75 73,3 76,6

По этим данным физическая агрессия лидирует с десятипроцентным отрывом от вербальной агрессии. Общие процентные соотношения убедительно иллюстрируют значительные масштабы агрессивных реакций в подростковой среде.
Исследованиями регистрируются гендерные различия в проявлении агрессивности. Формы агрессии мальчиков и девочек в значительной степени опосредуется спецификой половой социализации. Поскольку в общественном сознании существует отрицательная установка на проявление открытой женской агрессивности, то девочки гораздо раньше, чем мальчики, научаются ее контролировать. Речь идет не об отказе женского пола от агрессивных проявлений вообще. Они несколько иные: девочки более избирательны и изобретательны в своей агрессии, избегают прямого физического взаимодействия, предпочитая вербальные или скрытые формы, склонны камуфлировать агрессию иронией и сарказмом, работают не на «тело», а на личность, выбирая для этого наиболее психологически уязвимые места. Для девочек часто оказывается гораздо более значимым не результат, не реальная выгода от применения агрессии, а система отношений. Разрушение отношений как следствие применения деструктивных форм взаимодействия для них нежелательно, что и приводит к поиску более изощренных способов реализации своих интересов. Социализация мальчика, так или иначе, связана с социальным статусом защитника, поэтому слабость, слезы, жалобы часто встречают общественное порицание, а сила, решительность, настойчивость – безусловно одобряются.
Мальчики-подростки слабо контролируют свои действия, и под влиянием стереотипов социализации агрессия нередко генерализируется как устойчивая личностная черта. Впрочем, ряд исследователей отмечает, что в современный период различия в агрессивных проявлениях между девушками и юношами сглаживаются. Женская эмансипация оказала свое влияние и на рассматриваемую сферу, что отчетливо просматривается в таблице 2. [9].
Таблица 2 — Проявление различных форм агрессивного поведения у подростков 14 –15 лет, в %
Формы агрессивных действий Девочки Мальчики
Физическая агрессия 74,6 78,75
Косвенная агрессия 69,8 49
Раздражение 59 35
Негативизм 75 73,75
Обида 59,8 67
Подозрительность 65,7 63
Вербальная 74,5 59
Угрызение совести 67 71

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Учитывая разнообразие форм агрессии и причин, ее порождающих, особый интерес для нашего педагогического исследования представляют классификации подростковой агрессии. Однако здесь следует подчеркнуть, что классификация, как способ познания реальности, обладает рядом особенностей. Во-первых, всякая классификация опирается на характеристику определенных признаков объекта, кладущихся в ее основание. При этом одни признаки учитываются в качестве главных, другие имеют периферийное значение, а третьи не учитываются. Классификация, в которой были бы учтены все или большинство признаков объекта, принципиально невозможна. Отсюда вывод: всякая классификация представляет собой научную абстракцию, приближенную к реальности, характеризующую ее под определенным углом зрения, но «не вмещающую» в себя ее всю. Вот почему в науке существуют (и имеют право на существование) различные классификации одного и того же сектора реальности.
Алкоголизм, зависимость от табака, токсических продуктов и наркотиков в подростковом возрасте формируется значительно быстрее, чем у взрослых, при этом разрушается не только физическое здоровье, но и психическая сфера, интеллект, снижаются адаптивные возможности. Характерные симптомы: зависимость, психическое возбуждение, резкие перепады эмоционального фона, фобии, слабые концентрация внимания и память, немотивированная и спонтанная агрессия. При длительном употреблении часто возникают шизофреноподобные синдромы, слабоумие, ослабление волевой сферы, что повышает склонность к насильственным действиям, жестокости и садизму.
Приобщению подростков к психотропным средствам способствует ряд социальных, психологических и физиологических факторов, в частности:
а) когда эти средства и их употребление выступают как элемент моды, социального расслоения, идентификации;
б) неудовлетворительное физическое и психическое состояние организма: ослабленное здоровье, наличие психических отклонений, наследственная предрасположенность;
в) духовный и ценностный «вакуум», отсутствие интереса социокультурной практике;
г) недостатки воспитания, неблагополучные социальные условия развития (например, обостренная конфликтность семейного микроклимата);
д) эгоцентризм, гедонизм на фоне слабого развития личностных структур;
е) ослабленная воля, повышенного уровня конформизм и др.
Таким образом, подростковая агрессия проявляется на фоне:
а) подозрительности и тревожности, связанных c низким уровнем социальной адаптации;
б) неадекватной самооценки и синдрома отверженности;
в) понимания агрессии как наиболее эффективного способа самовыражения, отстаивания и защиты своих интересов;
г) проекции своей агрессивности на окружение, переноса на него ответственности за собственное деструктивное поведение;
е) ограниченного репертуара реакций на проблемные ситуации;
е) низкого уровня эмпатии и обедненной эмоциональной палитры;
ё) слабого самоконтроля и саморегуляции;
ж) наличия неврозов и акцентуаций;
з) слабо развитой прогностической способности;
и) высокого уровня конформности по отношению к референтным личностям и группам.
В случаях, когда подходы к воспитанию не соответствуют стремлению подростков к самореализации, агрессивное поведение может быть избрано как основной способ преодоления психологического барьера, протеста, как специфический способ выражения несогласия со сложившимся статусно-ролевым распределением в группе. В некоторых группах подростков агрессивность, жестокость, тревожность – устойчивые, доминантные черты, определяющие характер взаимодействий, традиционные способы самоутверждения, захвата, отстаивания статусных позиций. Наблюдаются гендерные различия агрессии подростков, опосредующиеся спецификой половой социализации

Остальные части данного отчета по практике:

  1. Введение
  2. Глава 1
  3. Глава 2
  4. Глава 3
  5. Глава 4
  6. Глава 5
  7. Дневник практики
  8. Заключение
  9. Индивидуальное задание
  10. Отзыв руководителя
  11. Содержание
  12. Список литературы
  13. Титульный лист

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

https://disk.yandex.ru/i/tK4vezVw_2gbXg

К какому разделу относится
Рубрики: Виды практики и НИР. ВУЗ: МИП. Специальность: Психология. Курс: 4 курс.
Заказать практику