Отчёт по практике под ключ. С печатями. Гарантия! Расчет
Меню Рубрики

Глава 1 для отчета по практике (НИР). МИП. Психология. Курс 5

  1. Главная
  2. /
  3. Виды практики
  4. /
  5. НИР
  6. /
  7. Глава 1 для отчета...

1. Определение феномена «созависимость» и механизмы формирования созависимых отношений

Как отмечает в своих работах И. Я. Стоянова, созависимость, как одна из форм зависимого поведения, длительное время не рассматривалась в научной литературе, но в настоящий момент ситуация кардинально изменилась, за последнее десятилетие появились новые исследования феномена созависимости. Исследованием данного феномена занимаются такие ученые, как Е.В. Емельянова, В. Д. Москаленко, В.С. Битенский Р.Д. Поттер-Эффрон, Дж. и Б. Уайнхолд, И.А. Шаповал, О.А. Шорохова, М. Битти др.
В ряде работ изучается взаимосвязь различных факторов созависимости: биологических, психологических и социокультурных. Все эти факторы участвуют в генезе психических нарушений, таким образом изучение феномена созависимости приобретает междисциплинарный характер.
Исследования проблемы созависимости Б. Уайнхолд и Дж. Уайнхолд показали, что созависимое поведение характерно для 98% взрослого населения, это делает данный феномен распространенной проблемой, затрагивающей общество поощряющего созависимые отношения и создающего для них условия. Созависимость исторически институализирована: она считается социальной нормой, ее различные стереотипы поведения и чувствования принимаются и утверждаются обществом в качестве идеала, укоренены в культуре, воспеваются искусством и литературой. Эти стереотипы так прочны, что любое посягательство на них воспринимается как обесценивание общечеловеческих ценностей или бунт против идеалов.
Проведя обзор литературных данных по проблеме созависимости, А.В. Меринов, Д.И. Шустов, И.А. Федотов установили, что на настоящее время нет единого определения созависимости, концепция ее также пока окончательно не сформировалась. Одни авторы рассматривают созависимость как болезнь, другие как реакцию, третьи – как феномен, в пространстве межличностных отношений пары.
С. А. Осинская отмечает, что термин «созависимость» изначально использовался для определения лиц, состоящих во взаимоотношених с химически зависимым человеком. Более поздние исследования показали, что у многих людей, не злоупотребляющих психоактивными веществами, но строящих близкие отношения с зависимым, развиваются физические, психические, эмоциональные, поведенческие и духовные состояния, напоминающие таковые при зависимости от психоактивных веществ. Для описания этих феноменов ввели термины: ко-алкоголик, пара-алкоголик, которые позднее стали синонимами термина «созависимый».
В международной классификации болезней в понятие созависимости включают расстройства психики, проявляющиеся у родственников людей больных химической (алкоголизм, наркомания, токсикомания), и нехимической зависимостью (игромания, трудоголизм, шопингоголизм и пр.).
С этой точки зрения созависимость понимается как закрепленная поведенческая реакция на долговременный стресс, как патологическая, аффективная зависимость от объекта созависимости, влекущая за собой нарушения адаптации. Созависимое поведение характерно для семей с дисфункциональной семейной системной, где в системе отношений используются подавляющие личность правила, не позволяющие членам семьи открыто выражать чувства, прямо обсуждать личные и межличностные проблемы. В медицинской практике спользуется понятие «вторичная созависимость», как зависимость одного человека от другого – склонного к каким-либо видом зависимости. Вторичная созависимость проявляется у детей, супругов, взрослых детей из семей зависимого от ПАВ и к родителям зависимых от психоактивных веществ детей. Не имеет значение участие и статус в настоящий момент жизни зависимого в жизни созависимого, важно то, что созависимому был нанесен эмоциональный, когнитивный или поведенческий ущерб в результате длительного межличностного взаимодействия.
В классификаторах психических расстройств, при описании зависимой личности применяют термины «Зависимое расстройство личности» (рубрика «Расстройства зрелой личности и расстройства поведения у взрослых в МКБ -10) и «Расстройство личности в виде зависимости» (рубрика «Расстройства личности» в DSM-IV).
Созависимость в медицинском понимании это психическая патология, появляющаяся у родственников и близких зависимого как следствие постоянной психической травмы и попыток приспособиться к ней. Выявлено что созависимость родственников препятствие к выздоровлению зависимого как фактор подкрепляющий болезнь.
В отечественных публикациях распространено определение созависимости, предложенное В.Д. Москаленко в 2002г.: «Созависимый человек – это тот, кто полностью поглощён тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей». В этом смысле созависимость это отказ от себя.
Таким образом, созависимая личность не осознает что перед ним другая личность, и воспринимает проблемы значимого другого как свои собственные, забывая о своих потребностях. Именно так созависимая личность теряет свою «самость» и существует в искаженной картине реальности.
Зарубежные исследователи феномена созависимости понимают ее схожим образом с отечественными учеными, как патологическую, аффективно окрашенную зависимость от другого человека. Проявляется это в патологическом смещении фокуса внимания на эмоционально значимый субъект со стремлением контролировать его поведение. Подобное поведение приводит расстройствам адаптации у созависимой личности, что отражается в депрессивных и тревожных реакциях.
Н.Д. Линде дает собственное определение созависимости. Исследователь обозначает созависимость как эмоциональную зависимость, утрату личной автономии по эмоциональным причинам – делается акент на эмоциональную составляющую. Носитель созависимого поведения страдает от недоступности значимого другого, либо невозможности изменить его поведение, либо наличия неадекватной власти объекта созависимости над ним. Созависимая личность испытывает на себе хроническое отрицательное влияние объекта зависимости на жизненный путь, принятие решений, поведение и настроение созависимого. В данном случае речь идет об эмоциональной зависимости. Варианты могут быть разными, например любовная зависимость от объекта, отношения с которым прекратились или наоборот не прекращаются. Или зависимость от чувства любви — эротомания. Часто встречается зависимость, основанная на чувстве долга, а так же на чувствах ненависти или обиды, когда связь не прекращается потому, что эти чувства не находят своего разрешения. Распространена зависимость от родителя (или другого лица), с которым произошел симбиоз, в результате чего созависимая личность испытывает те же чувства, что и объект зависимости, и это сказывается на принятии решений и всей жизни созависимого.
И. А. Шаповал определяет созависимость как попытку обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность. В структуре личности созависимого существуют условия для формирования какого-либо вида зависимости для заполнения внутренней пустоты и снижения тревожности. Одержимость данной потребностью заполняется чем-то или кем-то: химическими веществами, материальными объектами, видами активности, человеческими отношениями. В конечном счете, удовлетворение этой потребности сводится к переносу ценностных и эмоциональных отношений с живого на неживое и наоборот: отношение к неживому (работа, игра, наркотик, пища и т. п.) как к живому и к живому (сексуальный партнер, супруг, собственный ребенок и т. п.) как к неживому – средству достижения эмоционального комфорта. При этом зависимой личности важнее и приятнее не сам конечный результат, а процесс удовлетворения потребности.
А. А. Кулик, Е. В. Лавриненко говорят о созависимости как об устойчивом состоянии болезненной зависимости от неуправляемых форм поведения, защитная компенсаторная реакция на внутриличностный конфликт, где сторонами конфликта выступают остро противоречивые отношения со значимым другим и индивидуализированная система культурных норм, ценностей, предписаний. Отличительным признаком созависимости является саморазрушительная привязанность к зависимому от психоактивных веществ, сопровождающаяся специфическими эмоциональными, психологическими и поведенческими проявлениями. Возникшие поведенческая, эмоциональная и когнитивная деструкции приводят к тому, что созависимые личности не способны полностью реализовать себя в труде, испытывают трудности в простраивании связи временных жизненных событий, зависимы от внешних оценок окружающих.
И.Я. Стоянова, Л.В. Мазурова приводят семейную созависимость как нарушение психического здоровья и личностного развития, сформированное в результате длительной подверженности стрессу, а также полной концентрации на проблемах зависимого члена семьи. Согласно концепции психогенеза алкоголизма S. Reichelt-Nauseef формирование созависимости понимается как результат дополняющего взаимодействия между членами семьи, сохраняющего семейный гомеостаз.
Подводя итог анализа зарубежной и отечественной литературы по исследованию феномена созависимости, можно сказать что на сегодняшний день нет общепринятого определения созависимости. Это может быть вызвано тем, что созависимость проявляет себя на разлияных уровнях — эмоциональном, социальном, поведенческом и духовном.
С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров подчеркивают, что анализ различных научных подходов и концептуальных моделей к объяснению механизмов формирования созависимости важен для практики психологической помощи и создания психотерапевтических программ по коррекции созависимого поведения. Исследования отечественных и зарубежных ученых раскрывают связь между нарушениями функционирования семьи и формированием созависимой личности. Наиболее важными являются нарушения в эмоциональном функционировании семьи.
По мнению Б. Уайнхолд и Дж. Уайнхолд созависимость начинает формироваться в раннем детстве. Процесс индивидуального развития состоит из ряда этапов и включает в себя важные стадии: 1 стадия – созависимости; 2 стадия – противозависимости; 3 стадия – независимости; 4 стадия – взаимозависимости. От гармоничного прохождения этих стадий зависит психологическое и личностное благополучие впоследствии у взрослой личности.
Зависимость на первой стадии жизни является естественной, это начальная стадия формирования личности. Между матерью и ребенком устанавливается симбиотическая связь как физическая так и физическая и эмоциональная. Взрослея, ребенок приобретает стремление к независимости от родителя. Как итог разрывается первичная связь с родителем и образуется относительная автономность ребенка, на этом этапе физическая. По мере взросления уменьшается зависимость ребенка от матери и к трем годам наступает стадия независимости, длящаяся примерно до шести лет. Это возраст психологического рождения, где ребенок уже относительно независим от матери, при этом чувствует себя в безопасности, у него развивается базовое доверие к окружающему миру, формируется ощущение своего «Я». Стадия взаимозависимости обычно соответствует 6–12 годам и характеризуется тем, что ребенок то ищет близости, то вдруг отдаляеься. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от родителей, приобретение способности двигаться вперед и назад между соединением и отделением, не испытывая при этом какого-либо дискомфорта.
Блокирование развития личности может наступить на любом из этапов. Незавершенные процессы развития, формирующие привязанность (созависимость) и отделение (контрзависимость), создают соответствующие проблемы во взрослых отношениях.
Манухина Н. определяет незавершенные сепарационные процессы детей от родителей как причину формирования созависимых отношений. Опыт взаимодействий, принятый в родительской семье, используется личностью при построении взаимоотношений в социуме. В каждый период времени, в конкретной ситуации человек может занимать только одну какую‐либо позицию в отношениях, которые организованы по какой-либо структуре. При этом личность воспроизводит отношения, что были в его семье, стремясь сохранить привычную позицию в отношениях с окружающими.
Е.В. Емельянова отмечает, что слишком холодное и отчужденное, слишком контролирующее и авторитарное, слишком критическое и уничижительное или слишком непоследовательное отношение родителей формирует у личности нарушенную систему представлений о себе. По словам Емельяновой, развивающаяся таким образом личность стремится восстановить и заполнить собственное «Я» с помощью отношений, предполагающих любовь. Это позволяет достичь более или менее комфортного ощущения себя в окружающем мире. Тревожность, неустойчивость, амбивалентность чувств, которые испытывает созависимый благодаря непрерывному внутреннему конфликту между потребностью получить любовь и уверенностью, что он ее не стоит, делает его стремление к получению любви другого навязчивой целью его существования.
По Боуэну, созависимые отношения между взрослыми людьми – это форма проявления проекции в процессе передачи от поколения к поколению, когда недифференцированность родителей формирует у ребенка преимущественное ролевое поведение в форме либо подчиняющейся, либо доминирующей личности. Базисный уровень дифференцированности личности обусловлен предшествующими поколениями и родителями.
В.Д. Москаленко указывает, что в первую очередь созависимость формируется у людей, из неблагополучных семей, где отсутствовал один из родителей или родители были зависимы от психоактивных веществ, то есть, созависимость является болезненным состоянием, которое является результатом адаптации к семейной проблеме в прошлом.
Дж. Бредшоу обозначает 2 вида семейной системы – функциональная и дисфункциональная. Созависимость формируется в дисфункциональной семье.
Функциональная семейная система организована по следующим принципам:
1. Система является динамичной, развивающейся, имеет хороший адаптивный потенциал;
2. Целое больше, чем сумма частей;
3. Правила открыто обсуждаются всеми членами семьи;
4. Присутствует взаимное уважение, ценят как общность, так и индивидуальность каждого из членов семьи;
5. Низкий уровень внутриличностной и межличностной тревоги у каждого члена семьи.
Дисфункциональная семейная система формируется по иным принципам:
1. Наличие хронической тревоги, на высоком уровне;
2. Существуют неясные правила, которые не обсуждаются;
3. Нарушение личных границ, их слитность;
4. Система ригидная, низкий адаптивный потенциал, плохо справляются с возникающими трудностями;
5.Эго каждого члена семьи не является чем-то отдельным,дифференцированным;
6. Характерны лишь внешние проявления сплоченности.
Воспитание в дисфункциональной семье протекает по строгим правилам:
1. Взрослые позиционируют себя как хозяева детей;
2. Только взрослые решают, что верно, а что нет;
3. Родители эмоционально отчуждены;
4. На ребенка перекладывают ответственность за гнев взрослых;
5. Воля ребенка, расценивается как упрямство и подавляется.
В дисфункциональной семейной системе формируются личности двух типов: аддикты и те, кто заботится об аддиктах. Дети, растущие в дисфункциональных семьях, обучаются языку аддикции. Для образования собственной семьи, они ищут людей, говорящих с ними на одном «аддиктивном языке». По этой причине зачастую созависимые женщины повторно строят браки с зависимыми мужчинами. С.Н. Зайцев приводит статистические данные, согласно которым бывшие жены алкоголиков в повторном браке в семи случаях из десяти выходят замуж за человека с алкогольной зависимостью.
Таким образом, анализ различных направлений классической психологии и современных объяснительных моделей позволяет говорить о системной причинности формирования созависимой личности. Нарушение взаимоотношений в семье (структурных, функциональных, коммуникативных, ролевых и т.д.) приводит к нарушениям личностного развития. Созависимость может формироваться и в отсутствие каких-либо зависимостей у членов семьи. Причиной созависимости могут являться незавершенные сепарационные процессы детей от родителей, а также неудовлетворение первичных потребностей в раннем возрасте.
Возникновение и развитие созависимости происходит намного раньше появления в семье проблемы зависимого поведения. Созависимые могут влиять на близких людей, способствуя аддикции, провоцируя ее, создавая благоприятные условия для развития аддиктивного поведения.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Остальные части данного отчета по практике:

  1. Введение
  2. Глава 1
  3. Глава 2
  4. Пояснительная записка
  5. Содержание
  6. Список литературы
  7. Титульный лист

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

https://disk.yandex.ru/i/G6jq9YkyANquGQ

К какому разделу относится
Рубрики: Виды практики и НИР. ВУЗ: МИП. Специальность: Психология. Курс: 5 курс.
Заказать практику