2. Анализ одного из наблюдаемых видов деятельности (учебной, продуктивной, совместной и пр.) в группе продленного дня
Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся.
Режим дня в ГПД 2 «А» и 2 «Б» классов был составлен на основе методических рекомендаций «Организация и режим работы группы продленного дня» и утверждён директором школы.
Понедельник-пятница
12.10– 13. 00 — работа с документацией
13. 00 –13.10 — прием детей в группу
13. 00 — 14. 00 — прогулка на свежем воздухе
13.30 – 16. 30 — внеурочная деятельность (кружки, секции )
14.20 – 14. 50 — полдник
15. 50 – 16. 35 — самоподготовка
16.20 – 17.00 — клубный час
16.35 – 17.00 — занятия по интересам
17.00 — уход детей домой
В течение учебного года корректировала мероприятия в соответствии с общешкольными мероприятиями и планом воспитательной работы классных руководителей, что способствовало умственному, физическому, эмоциональному и творческому развитию учащихся. Постоянный контакт с учителями 2 «А» и 2 «Б» классов Черноусовой Т. В. и Поповой Н.П. , посещение уроков с целью наблюдения за детьми во время учебного процесса, дали возможность лучше узнать детей, их характер, уровень развития и обучения, найти правильный подход к каждому ребенку.
На основе вышеизложенных направлений деятельности было составлено тематическое планирование клубных часов на весь учебный год. По каждому направлению деятельности были проработаны пути их реализации.
Личностно — ориентированное направление нацелено на приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. Наряду с беседами использовала такие формы работы, как: чтение, рисование, дидактические, ролевые игры, лепку, конструирование из бумаги, викторины и др., направленные на формирование у детей различных умений, а также устойчивого эмоционального развития, веры в себя, в свои силы. Добиться положительных результатов в нравственно-патриотическом, гражданско-правовом, семейном, экологическом воспитании и краеведении помогали такие клубные часы, как : беседа «Что значит быть вежливым», беседа «Что такое скромность», Беседа «Россия – Родина моя», рисование на тему : «Я и мои друзья», чтение сказок Г.Х. Андерсена, беседа «Крещенское чудо», игра-викторина «В поисках клада», беседа «Что такое справедливость?», игра «Доброта и вежливость», презентация «День космонавтики», рисование на тему: «День Победы» , «Занимательные вопросы о природе», викторина «Береги свою планету», «Загадки о животных и птицах», познавательная игра «Живая природа» ,рисование плакатов по охране окружающей среды и многое другое.
Мероприятия также формировали у школьников основы нравственного становления личности, воспитывали любовь к Родине, уважение к прошлому своего народа на примерах героических страниц отечественной истории, уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим, побуждали учащихся к изучению истории родного края, развивали наблюдательность, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащали нравственно — эстетический познавательный опыт ребенка.
Большое значение в личностно – ориентированном направлении имеет трудовое воспитание. Детей приучала к труду с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, использовала элементарные приемы труда, знакомила с профессиями взрослых людей, воспитывала чувства уважения к людям любой профессии.
Традиционные мероприятия:
— Ежедневно убирали кабинет.
— Проводили проверку сохранности школьного имущества.
— Проводила беседы «Труд и человек», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей».
Культурно – просветительское направление отвечает за повышение образовательного и культурного уровня учащихся. Разнообразные формы и методы проведения клубных часов помогали решать поставленные задачи в этом направлении:
— побуждать учащихся к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора, к развитию любознательности; совершенствовать память, внимание, воображение, мышление, восприятие.
— формировать у детей образную, выразительную, правильную речь;
— познакомить с понятиями «Этика» и «Эстетика»;
— научить видеть красоту в природе, человеке, поступках, искусстве и жизни;
— развивать культурные взаимоотношения детей в коллективе;
— знакомить детей с различными видами искусств.
Проводились такие мероприятия, как: беседа «Правила поведения в школе, чтение русских народных сказок, посещение библиотеки, беседа «Правила поведения в столовой», поделки из природных материалов, из бумаги, из пластилина на различную тематику, игра «Правила поведения в общественных местах», конкурсы рисунков на различные темы, литературные викторины, поделки к 8 марта, 23 февраля, конкурсная программа «Защитники Отечества», конкурс стихов « 8 Марта», викторина «По городам России», «Загадки-шутки», игра «Занимательные вопросы» и другое.
Физкультурно- оздоровительное направление.
Реализация данного направления осуществлялась посредством ежедневных прогулок, цикла бесед на темы: «Режим дня школьника», «ПДД», « Если ты один дома», «Поведение во время теракта», «Береги глаза», «Предупреждение простудных заболеваний», «Вредные привычки», «Безопасность на каникулах», «Безопасность в новогодние праздники», «Пожарная безопасность», «Безопасность на отдыхе на природе», конкурсов рисунков на тему «ЗОЖ». Проводился также конкурс чтецов, на котором дети представили стихи о здоровье и спорте, по результатам которого лучшие были награждены грамотами.
Игровую деятельность, как ведущую для младшего школьника, органично внедряла во все направления работы, в том числе и в физкультурно- оздоровительное направление. Игра, вечный спутник детства. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируется память, внимание, способность восприятия. Поэтому мы много играли в различные подвижные и спортивные игры, игры с мячом во время прогулки, спортивного часа, игр по интересам.
Коммуникативное направление интегрируется во все направления деятельности воспитателя. Группа продленного дня — это детский коллектив, где нужно воспитывать у детей такие качества и умения, как дружить, быть добрым, радоваться за успехи других, поддерживать, сопереживать и др. Через все виды деятельности идет развитие детей. Важную роль в этом развитии имеет комфортный психологический климат в группе. В течение учебного года обучала детей коммуникативным навыкам, развивала чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, развивала способности к самоанализу. В конечном итоге формировала умения и навыки в сфере общения. Особенно это удавалось во время совместных занятий по интересам, коллективно-творческих дел, отдыха на природе, разнообразных игр и во время индивидуального общения.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество воспитателя с родителями. Сделать родителей активными участниками воспитательного процесса – это важная задача воспитателя. Вся моя работа велась в тесном контакте с родителями.
Успешность воспитательной работы в ГПД напрямую зависит от правильно составленного плана работы, от личности воспитателя, его способности к позитивному общению с детьми.
Проанализировав свою работу, могу сказать, что сложилась своя воспитательная система протяжении всей работы с детьми. Это процесс, при котором выполнялись следующие функции воспитателя:
— забота о здоровье детей;
— забота об их успешности в сфере учения;
— забота о развитии культуры общения в детской среде;
— забота о нормальной социализации детей.
Цели и задачи по направлениям деятельности, поставленные в этом учебном году, были выполнены успешно.
Остальные части данного отчета по практике: