2. Логика психолого-педагогического исследования
Ос¬новную работу по конструированию логики педагогического ис-следования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположитель¬ные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.
В каждом исследовании необходимо найти один из оптималь¬ных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня ос¬нащения работы, возможностей исследователя и других факто¬ров, а также определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности и интересов адресата.
Ясно, что логи¬ка каждого исследования специфична, своеобразна. Задача — наметить те общие подходы, которые позволят выявить инвари-антные элементы любой работы, а также показать, как эти эле¬менты функционируют в исследованиях, раскрывающих взаимо¬действие школы и социальной среды, личности и коллектива, педагога и воспитанника, человека и культуры, становление и развитие личности в разных образовательных системах.
Можно выделить три этапа конструирования логики исследо¬вания: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий.
1) Первый этап – постановочный – или подготовительный от выбора темы до опре¬деления задач и разработки гипотезы — в значительной мере мо-жет осуществляться по общей для всех исследований логической схеме (проблема — тема — объект — предмет — научные факты — исходная концепция — ведущая идея и замысел — гипотеза — задачи исследования).
Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана.
— Обоснование темы исследования, определение основного противоречия, первичная постановка проблемы.
Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Однако в начале собственно исследования осуществляется первичная постановка пробле¬мы. Исследователь должен уяснить себе, чем он неудовлетворен в современном педагогическом знании, где он ощущает пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения педагогических феноменов и т.д.
Первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее. Например, вопрос о том, что в большей мере — наследственность или среда — влияет на уровень развития общего интеллекта, ограничивает множество общих теоретических предположений.
— Определение методологической базы исследования, изучение теории и истории вопроса, определение цели, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
После первичной постановки проблемы наступает этап работы с научной ли¬тературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими педагогами, и попытками объяснения причин заинтересо¬вавшего его явления.
К услугам современного исследователя компьютерные базы данных, сети Internet и др., библиотеки, специализированные журналы.
Работа с литературой начинается с поиска определений базовых понятий, которые содержатся в словарях, а также в словарях и энциклопедиях по смежным дисциплинам. Там же имеются и ссылки на основные публикации по про¬блеме. Следующий шаг — составление библиографии по тематике исследования с помощью библиотечных систематических каталогов. Предварительное знакомство с публикациями на тему исследования мож¬но получить из реферативных журналов. Более подроб¬ную информацию об исследованиях, отно¬сящихся к выделенной проблеме, следует искать в самих публикациях: статьях науч¬ных журналов, сборниках и монографиях.
— Результат работы над литературным обзором — это уточнение проблемы, гипотезы (или воз¬никновение новой гипотезы) и идеи плана экспериментального исследования. Воз¬можно, что педагог и откажется от исследования, так как проблема может пока¬заться неразрешимой или, наоборот, настолько исследованной, что ничего нового к имеющимся результатам добавить уже нельзя.
— Выдвижение основной гипотезы исследования и, при необходимости, частных гипотез и определение перемен¬ных
Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: «Если …, то …».
2) Ло¬гика же второго — собственно исследовательского — этапа рабо¬ты задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна (отбор методов — экспериментальная проверка гипотезы — конструиро¬вание предварительных выводов — их опробование и уточнение — построение заключительного вывода).
— Планирование исследования, определение задач, выбор методов и методик исследования.
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики (программы) исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Исследователь должен выбрать экспериментальный инструмент, который по¬зволял бы ему:
а) управлять независимой переменной;
б) регистрировать зависимую переменную. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять кон¬стантность величины их воздействия на зависимую переменную
Процессуальная классификация планов для исследования связи двух перемен¬ных создана Д. Кэмпбеллом. Основными являются: простой план для двух групп с предварительным тестированием (тест—воздействие—ретест); план для двух рандомизированных групп без предварительного тестирования (рандомизация—воз¬действие—тест); план Соломона для четырех групп, объединяющий оба этих плана. Они называются планами истинных экспериментов;
— Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом.
Всю совокупность потенциальных испытуе¬мых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обо¬значают как популяцию, или генеральную совокупность. Множество людей, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распро¬страняются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.
Все потенциальные испытуемые характеризуются разным полом, возрастом, со¬циальным положением, уровнем образования, состоянием здоровья и т. д.
Кроме того, они обладают различными индивидуально-психологическими особенностями, например разными уровнями интеллекта, нейротизма, агрессивности. Для того что¬бы выборка представляла генеральную совокупность, потенциальным испытуемым должны быть предоставлены равные шансы стать реальными участниками исследо-вания. Техника рандомизации состоит в том, что всем представителям совокупно¬сти присваивается индекс, а затем производится случайный отбор в группу необхо¬димой численности для участия в эксперименте.
В этом случае мы имеем три груп¬пы:
1) всю генеральную совокупность;
2)группу рандомизации, из которой производится отбор;
3) экспериментальную рандомизированную или репрезентативную выборку
— Проведение эксперимента является, очевидно, наиболее ответственной час¬тью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способ¬ностей к экспериментированию.
Любой самый лучший замысел можно испортить небрежным проведением эксперимента.
Остальные части данного отчета по практике: