2. Анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области проводимого исследования
Важнейшим критерием оценки эффективности государственной и региональной социально-экономической политики является уровень жизни населения.
Исследования проблем оценки уровня жизни населения в России были начаты еще в XIX в. Работы Д.П. Журавского (1810–1856 гг.) по выявлению дифференциации людей по условиям их жизни и по состоятельности, Ф.А. Щербина (1849–1936 гг.) по исследованию крестьянских бюджетов, А.В. Чаянова (1888–1937 гг.) по раскрытию факторов благосостояния семей, а также многих других российских авторов заложили основы социальной статистики в нашей стране и имели в то время достаточно объективный и достоверный характер.
Тенденция научности в подходах к анализу социальных явлений сохранялась еще в 1920-е гг., вплоть до 1930-х гг. прошлого столетия. Последующее усиление идеологизации во всех сферах жизни, ориентация главный образом на рост производства в ущерб другим фазам экономического процесса (реализации продукции; личному потреблению, благосостоянию населения и др.) сделали невозможной объективную оценку социально-экономических процессов, что отрицательно сказалось на уровне научных исследований в этой области.
На завершающем этапе советского периода (1960–1980-е гг. XX в.) появился ряд работ, в которых уровень жизни населения вновь рассматривался в общей системе социально-экономических показателей. Это прежде всего работы таких ученых, как Н.И. Бузляков, В.И. Гурьев, Л.Г. Зубов, В.Ф. Майер, В.Я. Райцин, Н.М. Римашевская, В.М. Рутгайзер, Г.С. Саркисян и др
Следует отметить, что работы этого периода в области благосостояния населения имели главным образом политэкономический характер и были еще далеки от построения конкретной системы показателей и практических расчетов уровня жизни.
В последующем в связи с потребностью в разработке макроэкономических прогнозов и применением экономико-математического моделирования стали развиваться параметрическая и расчетно-статистическая системы показателей уровня жизни населения.
Существенным шагом в этом направлении стал переход в учетной практике от «среднестатистического гражданина» к семье и домашнему хозяйству как наиболее репрезентативным объектам исследования и оценки уровня жизни.
Этому также способствовало принятие в 1992 году Методологии системы национальных счетов, где население было впервые включено в структуру макроэкономических показателей в качестве самостоятельного блока.
При решении различных как исследовательских, так и практических задач выяснилось, что разные специалисты по-разному понимают термин «уровень жизни» и используют неодинаковые его толкования. Действительно, понятие уровня жизни весьма сложно, многогранно и требует уточнения как в его наиболее общем смысле, так и в отдельных его интерпретациях.
Концепция качества жизни охватывает совокупность условий, определяющих физическое, умственное и социальное благополучие человека или группы людей. Здесь речь идет не только об объективных факторах, определяющих качество жизни (питание, жилище, занятость, образование и т. д.), но и о субъективном восприятии человеком уровня своего благополучия и таких понятий, как счастье, удовлетворенность, удовольствие. Например, необходимым компонентом жизненной удовлетворенности является удовлетворенность состоянием здоровья, женитьбой (замужеством), семейными отношениями, работой, финансовым положением, жилищными условиями, возможностями получения образования, способностью к созиданию и т. д. Таким образом, концепция качества жизни включает все взаимосвязи человека с окружающей средой, характеризующие как степень удовлетворения потребностей, так и степень соответствия реальных возможностей ожиданиям.
Что касается термина «качество жизни», то в последнее время он воспринимается в двух интерпретациях: более широкой и относительно узкой. Под термином «качество жизни» (в его широком толковании) понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает: характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и социальные гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности.
Второе понимание термина «качество жизни» более узкое: оно охватывает перечисленные характеристики без собственно уровня жизни в его экономическом понимании (доходы, стоимость жизни, потребление).
Имеющиеся в научной литературе определения уровня жизни отталкиваются от различных исходных понятий: от производства, от потребления, от доходов, от стоимости жизни, от потребительских нормативов и стандартов или имеют комплексный многоаспектный характер.
При подходе «от производства» исходят из зависимости уровня жизни от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности общественного производства. Этот подход отражен К. Марксом [9, с. 206], Н.П. Федоренко и Н.М. Римашевской в работе «Система экономико-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни» [13, с. 3], Н.И. Бузляковым в работе «Методы планирования повышения уровня жизни» [19, с. 9].
Остальные части данного отчета по практике: