3. Оценка основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области проводимого исследования, с точки зрения их применимости в рамках ВКР-МД
Определение уровня жизни как совокупности характеристик потребления широко используется как в отечественных исследованиях и разработках, так и в работе международных организаций и международной статистической информации.
Н.М. Римашевская в книге «Семья, труд, доходы, потребление» [12, с. 25], рассматривая понятия «народное благосостояние» и «уровень жизни» как синонимы, использует именно этот подход.
Таких же взглядов придерживается Н.П. Федоренко и Н.М. Римашевская в работе «Система экономико-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни» [13, с. 6]. Они считают, что «уровень жизни отражает комплекс условий и характер функционирования человека в сфере потребления».
В.Ф. Майер также признает определяющей приоритетность характеристик потребления при оценке уровня жизни и в своей работе «Уровень жизни населения в СССР» пишет: «Уровень и структура потребления – это прямые и непосредственные показатели жизненного уровня» [6, с. 7].
Весьма распространенным подходом к толкованию понятия уровня жизни является подход «от доходов населения».
В официальных статистических материалах, в частности в сборниках Росстата, к уровню жизни относятся все рубрики, перечисляющие доходы, заработную плату, пенсии, социальные пособия и трансферты.
Автор учебника «Основы социальной статистики» В. И. Гурьев [32, с. 65] пишет: «Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень народного благосостояния, являются реальные доходы населения». Об этом же говорит автор уже упоминавшейся выше работы В.Ф. Майер [66, с. 7]: «В условиях товарно-денежных отношений распределение потребительских благ … опосредствуется формированием доходов. Поэтому последние используются как косвенные показатели жизненного уровня».
В качестве важнейших, также косвенных показателей уровня жизни, при осуществлении межстрановых сопоставлений наряду с показателями конечного потребления признаются душевые значения ВНП.
Некоторые экономисты практически приравнивают понятие «стоимость жизни» к понятию уровня жизни. Так, в работе «Стоимость жизни и ее измерение» [15, с. 6] В.М. Рутгайзер и П.А. Шпилько подчеркивают, что «в классическом понимании термин «стоимость жизни» используется для обозначения стоимости совокупности предметов потребления, соответствующей определенному уровню удовлетворения потребностей». Согласно такой трактовке изменение стоимости жизни связано не только с динамикой потребительских цен, но и со структурными изменениями в потреблении людей в результате возвышения их потребностей, с состоянием рыночной конъюнктуры (предлагаемый ассортимент товаров и услуг, их доступность потребителю, состояние сбалансированности спроса и предложения) и с другими факторами. При таком понимании термин «стоимость жизни» максимально возможным образом учитывает наряду с непосредственным изменением цен совокупное влияние целого ряда существенных факторов: динамику различных видов доходов, сбережений, улучшение системы бесплатного обслуживания, изменение налогообложения личных доходов, прогресс в структуре потребления населения и т. д.
Некоторые авторы дают определение уровня жизни как комбинацию нескольких рассмотренных нами выше подходов. Это относится например, к определению данного термина в учебнике под редакцией И.И. Елисеевой «Социальная статистика» [14, с. 72]: «Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.
В.М. Жеребин и А.Н. Романов в книге «Уровень жизни населения» [7, с. 18-19] выделяют две категории определений уровня жизни: гуманитарно-концептуальные и параметрические или расчетно-статистические. Авторы утверждают, что хотя между производством и потреблением существует глубокая диалектическая связь и, в конечном счете, уровень жизни определяется развитием производительных сил общества, конкретно он проявляется в характеристиках потребления населения и косвенно в уровне его доходов.
В связи с этим конкретные расчеты осуществляются в терминах показателей доходов, потребления и индексов стоимости жизни. Исходя из вышесказанного авторы, дают следующие формулировки:
1. Уровень жизни – степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, достигаемая за счет создаваемых экономических и материальных условий и возможностей, реализуемая через потребление и определяемая прежде всего соотношением уровня доходов и стоимости жизни.
2. Уровень жизни – это отношение уровня доходов к стоимости жизни вместе с определяемыми этим отношением характеристиками потребления и обеспеченности жизненными благами.
В данных определениях также довольно четко прослеживаются подходы «от потребления» и «от стоимости жизни».
В книгах «Политика доходов и качество жизни» под редакцией Н.А. Горелова и «Политика доходов и заработной платы» под редакцией П.В. Савченко и Ю.П. Кокина применяется подход «от потребления» к определению уровня жизни населения. В первой из упомянутых работ дается следующее определение уровня жизни: «C нашей точки зрения, уровень жизни – социально-экономическая категория, характеризующая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Иными словами, – это интегрированная, существенная параметрическая величина, отражающая на определенный период степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Уровень жизни выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, оцениваемых системой показателей» [10, с. 77].
В русле этого же подхода сформулировано определение уровня жизни во второй из названных книг: «Уровень жизни характеризует развитие степени удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей. Иными словами, это структура потребностей и их обеспечение соответствующими товарами и услугами» [10, с. 74].
По нашему мнению, для целей данного исследования больше всего подходит приведенное нами ранее определение уровня жизни, предложенное В.И. Жеребиным и А.Н. Романовым, суть которого состоит в том, что уровень жизни определяется прежде всего соотношением доходов и стоимости жизни и реализуется через потребление. На наш взгляд, все остальные рассмотренные дефиниции пересекаются с понятиями качества, условий и образа жизни. Мы же рассматриваем уровень жизни именно в его экономическом понимании, т. е. объединяя подходы «от стоимости жизни», «от доходов» и «от потребления».
Так, в книге Н.И. Бузлякова «Методы планирования повышения уровня жизни» [19, с. 13-22] выделены три группы показателей:
1) синтетические, к которым относятся национальный доход, фонд потребления национального дохода, общий фонд потребления населением материальных благ и услуг, реальные доходы населения и ряд других;
2) показатели потребления населением конкретных видов материальных благ и услуг, а также опосредствующие это потребление стоимостные показатели, являющиеся основными элементами реальных доходов населения;
3) показатели обеспеченности населения детскими учреждениями, телевизионным вещанием, услугами здравоохранения, коммунального хозяйства и др.
В.Ф. Майер, предлагая подразделять показатели уровня жизни на категории, пишет: «…Необходимо четко различать показатели, характеризующие уровень жизни, как таковой, определяющие его высоту и качественное содержание, от факторов, его обусловливающих. К первым относятся все показатели, отражающие прямо или косвенно процесс личного потребления материальных и духовных благ, ко вторым – уровень развития производительных сил, характер развития производственных отношений, условия труда, природно-климатические условия и т.п.» [6, с. 6].
Проведенный анализ показал следующее:
— структура и набор показателей в большинстве классификаций не отражает в полной мере доходно-потребительский аспект уровня жизни населения, который, на наш взгляд, позволяет наиболее объективно отразить региональную специфику данной социально-экономической категории;
— показатели в рассмотренных классификациях имеют выраженную макроэкономическую направленность;
— некоторые системы показателей имеют чрезвычайно детализированный характер;
— системы показателей, разработанные в доперестроечную эпоху, носят ярко выраженную идеологическую окраску.
На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение уровня жизни населения региона.
Уровень жизни населения региона – это совокупность доходно-потребительских характеристик регионального развития, позволяющая оценить социальные последствия проводимой в регионе государственной и региональной социально-экономической политики.
Остальные части данного отчета по практике: