2. Психодиагностические программы с учетом возраста и характера (степени) нарушения в развитии
Адаптация — это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в учебном заведении.
В свою очередь диагностическое направление является определяющим фактором в дальнейшей работе педагога-психолога по адаптации 1 курсов университета предполагает самые различные виды взаимодействия психолога и субъектов образовательного пространства (тестирование, анкетирование, тренинги, разного рода встречи и мероприятия). Диагностическая работа служит средством информационного обеспечения педагогического коллектива о вновь прибывших студентах и всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по психическому сопровождению.
Результаты психодиагностики необходимы для:
— Составления социально-психологического портрета вновь прибывших первокурсников;
— Определение путей и форм оказания помощи студентам, испытывающим трудности в адаптации, обучении, общении и психическом самочувствии.
При выборе психодиагностических методик руководствуемся следующими требованиями:
1. Используемая диагностическая методика должна определять психологические особенности студента — первокурсника, знание которых необходимо для его успешной адаптации.
2. Развивающий потенциал самого диагностического метода, т.е. сама его процедура, направлена не только на получение конкретных данных («чистая диагностика»), но имеет и развивающую направленность. Она позволяет строить новый тип коммуникации со студентом, преобразуя диагностическую процедуру в метод наблюдения, беседы.
3. Экономичность, компактность процедуры, легкость в обработке.
ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСОВ.
1 ЭТАП — ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА.
На этом этапе проводится психодиагностическое обследование всех групп первокурсников с целью выявления студентов, испытывающих трудности в адаптации к новой образовательной и социальной среде. В своей работе мы используем следующие диагностические методики:
Методика Г. Айзенка «Самооценки психических состояний».
С помощью данного теста можно определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических состояний (тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности);
Методика «Самооценка психологической адаптивности».
С ее помощью выявляется уровень социально-психологической адаптивности личности: 8-10 баллов – высокий; 6-7 баллов – выше среднего; 5 баллов – средний; 3-4 балла – ниже среднего; 2-1 балла – низкий (группа риска).
Методика состоит из 15 вопросов, поделенных на две группы (группа А состоит из 10 утверждений, группа Б – из 5).
Методика «Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина».
Данный тест предназначен для самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика личности). Это наиболее приемлемая методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.
Методика Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности». Позволяет определить уровень самооценки личности, в интервале от – 10 до +1. Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.
Диагностическая анкета «Уровень адаптации студента к университету».
Позволяет определить уровень адаптации личности студента. Заполняется преподавателями совместно с классным руководителем, ими выставляются баллы от 0 до 5 по шести шкалам: учебная активность; усвоение программных материалов; поведение на занятия; взаимоотношения с одногрупниками; отношение к преподавателю; эмоции.
Методика Айзенка:
Позволяет определить характерологические особенности личностипо 32 типам и отнести ее к одному из предложенных автором, а также определить выраженность таких психических показателей как: экстраверсии, интроверсии и нейротизма.
Результаты первичной диагностики позволяют провести первичное ознакомление с возможными трудностями в обучении и адаптации у студентов, а также становятся основой для проведения профориентационнойработы с будущими студентами. Мы заметили, что такая работа позволяетсоздать положительную установку студентов на дальнейшее обучение, повысить их мотивированность, заинтересованность, настроить надостижение успеха. Работа с психологом помогает лучше понять себя, свои проблемы и наметитьпути саморазвития.
На первом этапе важно выделить студентов «группы риска» — это студенты, у которых по тем или иным причинам могут возникнуть определенные трудности в адаптации. После проведения анализа результатов первичной диагностики первокурсников мы проводим индивидуальные беседы с классными руководителями, дополняя сведения о студентах педагогическими наблюдениями, в результате чего и выделяются студенты, требующие особого внимания и контроля.
2 ЭТАП УГЛУБЛЕННОЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
На этом этапе ведется работа со студентами, показавшими низкий уровень адаптации к университету, и со студентами, попавшими в группу риска, у которых предполагаются внутренние психологические конфликты и ряд других проблем. Данная диагностика носит индивидуальную направленность и проводится также по запросам родителей и педагогов
Психодиагностические методики для углубленного обследования личности выбираются в зависимости от причин, влияющих на низкий уровень адаптации и попадания студента в «группу риска»:
— Низкая успеваемость — методики на измерение уровня интеллекта, внимания, памяти и т.д.;
— Низкая посещаемость – методики определения ценностных ориентации и мотивации к обучению и получению профессии;
— Девиантное поведение – методика на определение акцентуаций характера;
— Семейные, личностные проблемы– методикиЛюшера, Кеттела, психотерапевтическая беседа и другие.
Если студент успешно обучается и его психологический статус находится в пределах критериев адаптационного благополучия, то проведение каких-либо дополнительных обследований представляется неэтичным.
3 ЭТАП СОПРОВОЖДАЮЩИЙ
На данном этапе работа строится, в основном, в рамках коррекции и раскрытия индивидуальных особенностей каждого студента для повышения уровня адаптации к университету и достижения личностной зрелости. Здесь используются такие формы работы, как:
— Тренинг адаптации;
— Индивидуальное консультирование, профилактические беседы.
4 ЭТАП ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА
На этом этапе используется тот же психодиагностический инструментарий, который был на первом этапе.
Известно, что в процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап его профессионального обучения. Сложность его заключается в том, что у молодого человека происходит перестройка всей системы ценностных ориентаций, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений. И чем эффективнее пройдет адаптация студентов, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности. Поэтому очень важна психодиагностическая работа, так как на ее основе можно, вовремя распознать и исправить имеющиеся проблемы в адаптации у студентов 1 курсов.
Остальные части данного отчета по практике: