Глава 6. Исследование методологии формирования и оформления бухгалтерской и налоговой отчетности
Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, находящиеся на территории страны. В соответствии с Гражданским кодексом юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести различного рода обязанности.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой четырехуровневую систему: первый уровень – это постановления правительства и указы президента, законодательные акты; второй уровень – положения и стандарты по бухгалтерской отчетности; третий уровень – инструкции и методические рекомендации Министерства финансов и иных организаций; четвертый уровень – внутренние акты самой организации.
К первому уровню относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации, который законодательно закрепляет наличие самостоятельного бухгалтерского баланса, как признак юридического лица и обязательное утверждение годового бухгалтерского отчета. Налоговый кодекс РФ устанавливает требования к предоставлению бухгалтерской отчетности в налоговые организации.
С 2016 года организации сдают ежеквартально новый вид отчетности: расчет по НДФЛ. Такие изменения в главу 23 Налогового кодекса РФ вносит Федеральный закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ. Причем по итогам налогового периода надо будет сдавать два вида отчетности: справку 2-НДФЛ и новый расчет 6-НДФЛ.
Расчет 6-НДФЛ нужно будет представлять не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом, то есть не позже 30 апреля, 31 июля и 31 октября. А годовой расчет по НДФЛ вместе со справками 2- НДФЛ за прошедший год не позднее 1 апреля.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов; Центрального банка РФ; индивидуальных предпринимателей, а также для адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой; для находящихся на территории РФ филиалов, представительств и иных структурных подразделений организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организаций, их филиалов и представительств, находящиеся на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Вторым нормативным уровнем регулирования раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности являются: Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, разработанные Министерством финансов Российской Федерации. Они устанавливают принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета экономических операций, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Как правило, они регистрируются Министерством юстиции Российской Федерации и имеют законодательную силу для всех экономических субъектов, которым адресуются.
Основными положениями, регулирующими состав и содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности, являются:
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н ( ред. от 24.12.2010г. с измен. от 08.07.2016 г.), которое определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, в соответствии с законодательством РФ, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации.
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» было разработано в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и отчетности. Оно устанавливает правила выбора, разработки и раскрытия учетной политики экономических субъектов, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» устанавливает состав, содержание и методологические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций экономических субъектов. В нем раскрываются следующие положения по составлению бухгалтерской отчетности:
— инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности;
— упрощенный порядок формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
— особенности формирования сводной бухгалтерской отчетности;
— особенности формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организаций;
— особенности формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
— порядок публикации бухгалтерской отчетности.
ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» устанавливает порядок исправления ошибок и раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций.
В третьем методическом уровне регулирования одним из самых главных документов, непосредственно связанным с формированием бухгалтерской (финансовой) отчетности является: Приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с измен. и доп. от 06.04.2015 г.). В данном нормативном документе представлены образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и указания об их объеме, содержатся общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности и особенности формирования, порядок ее составления и представления. Основным аспектом в документе признается право организации самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе предлагаемых образцов и с соблюдением общих требований к отчетности (полнота, существенность, нейтральность и прочее).
Важную роль играют в раскрытии достоверной информации в бухгалтерской финансовой отчетности такие документы методического регулирования, как:
– Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 г. №49 ( в ред. от 08.11. 2010 г.). Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления еѐ результатов.
Основными целями инвентаризации является выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, а также проверка полноты отражения в учете обязательств.
К четвертому уровню нормативного регулирования относится:
– План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31.10. 2000 г. №94н (c измен. и доп. от 08.11. 2010 г.). Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
В настоящее время нормативными документами, формирующими систему законодательного регулирования бухгалтерского учѐта, определяются общие для всех организаций требования, принципы, правила и способы ведения в организации отдельных активов, обязательств, финансовых и хозяйственных операций.
Это обязывает специалистов бухгалтерского учѐта следить за изменениями в области законодательства, вести учѐт и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчѐтность в соответствии с изменениями, вносимыми в нормативные документы.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляется аудитором. Имущество Общества состоит из уставного капитала, а также фондов образуемых из предусмотренных законом поступлений.
Имущество образуется за счет: доходов от оказания работ и услуг; кредитов банков; безвозмездных или благотворительных взносов; иных, не запрещенных законом поступлений.
Внутренний аудит в организации осуществляется ревизионной комиссией. Внешний аудит осуществляет Общество с ограниченной ответственностью независимая аудиторская фирма «Внешэкономаудит».
Остальные части данного отчета по практике: