2. Анализ системы планирования
2.1 Анализ системы планирования работы проектного отдела
Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий, подборе и расстановке конкретных исполнителей и в определении сроков исполнения. Деятельность дошкольного учреждения регламентируется многочисленными документами. Все они должны учитываться при составлении плана работы на год.
В АОУ детский сад № 17 «Непоседы» система планирования приведена в таблице 2.
Таблица 2 — Система планирования АОУ детский сад № 17 «Непоседы»
Стратегическое
планирование Программа развития ДОУ Образовательная программа
Тактическое
планирование Годовой план Учебный план Сетка занятий Перспективные планы воспитателей
Оперативное планирование Планы
специалистов Календарные планы воспитателей Тематические планы
В план деятельности АОУ детский сад № 17 «Непоседы» входят следующие документы:
1) программа развития ДОУ (перспективный план плавного перехода учреждения в новый статус, концепция развития);
2) образовательная программа (модель организации педагогического процесса в ДОУ);
3) годовой план работы ДОУ, учебный и календарный планы, расписание непосредственно образовательной деятельности (на учебный год);
4) план работы с кадрами (старшего воспитателя и руководителя);
5) план работы с детьми (воспитателя и каждого специалиста).
Программа развития разрабатывается для оптимизации интеграции и мобилизации коллектива ДОУ на достижение инновационных целей, обеспечивающих стратегическое развитие ДОУ.
В структуру Программы развития входят следующие разделы: информационная справка о ДОУ, аналитическое и прогностическое обоснование программы; концепция развития учреждения; стратегия и тактика перехода ДОУ в новое состояние.
Основные разделы годового плана работы ДОУ
1 раздел. Анализ работы за прошедший учебный год. Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами. Можно провести анализ по следующим ниже направлениям.
1.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. В этом разделе кратко надо представить: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей и сотрудников в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.
1.2. Результаты выполнения образовательной программы ДОУ по направлениям: социально-личностного, художественно-эстетического, познавательно-речевого и физического развития детей. Это результаты педагогической диагностики освоения Программы в каждой возрастной группе по направлениям и образовательным областям.
1.3. Анализируется достижение целевых ориентиров дошкольников, готовности детей подготовительной группы к обучению в школе; успеваемость бывших выпускников детского сада, в настоящее время окончивших 1-3 класс. Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.
1.4. Анализируются результаты повышения профессионального мастерства педагогов, их аттестация и повышение квалификации; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность образовательного процесса.
1.5. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами, оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
1.6. Анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.
1.7. Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и оцениваются материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.
1.8. Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида включается еще один раздел — анализ результатов коррекционной работы. Далее пишутся годовые задачи на предстоящий учебный год.
2 раздел годового плана.
Повышение квалификации и профессионального мастерства. В этом разделе планируется система работы с кадрами:
обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);
подготовка к аттестации и аттестация;
посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;
самообразование педагогов.
3 раздел годового плана.
Организационно-педагогическая работа. Система методической поддержки педагогов, с использованием разнообразных форм методической работы. Работа творческих групп. Подготовка и проведение педагогических советов. Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта. Участие в конкурсах и смотрах. Оснащение и пополнение материалами методического кабинета. Второй и третий разделы годового плана могут быть объединены: «Научно-методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса».
4 раздел годового плана. Система внутреннего мониторинга.
Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, тематический, ДРК и др.).
5 раздел годового плана.
Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями. В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т.д.). Совместное творчество детей, родителей и педагогов. Создание банка данных о семьях воспитанников. Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.
6 раздел годового плана.
Административно-хозяйственная работа. Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснащение и пополнение предметных сред, и др.
Учебный план ДОУ разрабатывается в соответствии с:
— федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
— постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
— приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
— письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля № 08-249 «Комментарии к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования»;
— уставом ДОУ;
— ООП ДОУ.
В реализации образовательной программы, наряду с организациями осуществляющими образовательную деятельность, учувствуют научные, медицинские, культурные, физкультурно-оздоровительные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществление видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной деятельностью (рисунок 3).
Рисунок 3 – Схема взаимодействия АОУ детский сад № 17 «Непоседы» с социальными партнерами
2.2 Анализ процессов разработки и реализации проектов
Календарно-тематическое планирование ООП является основой для планирования деятельности педагогов.
Перспективное планирование – позволяет учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает систематичность и последовательность в работе, позволяет планировать на основе анализа полученных результатов, обеспечивая единство работы воспитателей.
Данный подход к планированию экономит силы и время педагога, позволяя выстроить и увидеть целостную картину образовательной работы с детьми в ДОУ, что особенно важно при реализации годовых задач на год, интеграции образовательных областей, осуществлении проектов, экспериментально-исследовательской деятельности детей и модульного принципа работы.
Календарное планирование образовательной работы с детьми воспитателями и специалистами детского сада является оперативным.
План — рабочий документ, назначение которого помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность образовательной работы в целом. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.
Каждое образовательное учреждение реализует планирование образовательной работы в произвольной форме. Как правило, руководители ДОУ и педагоги находятся в творческом поиске путей и форм рационального планирования. Планирование работы составляется так, чтобы педагог мог легко пользоваться им, не тратить время для поиска нужной информации, и является обязательной документацией. Цель данного документа — направлять работу педагога, рационализировать виды деятельности и реализовать запланированные цели и задачи.
Календарное планирование – варианты этой группы могут помочь педагогам, затрудняющимся в определении конкретных задач работы с детьми, а также кое-кто испытывает трудности при определении содержания деятельности детей в первой и второй половине дня.
Чтобы деятельность педагога в решении образовательных и воспитательных задач была эффективной, подбор разнообразных видов деятельности должен осуществляться с учётом следующих правил:
соблюдение принципа единства воспитания, обучения и развития системности и последовательности;
строгое соблюдение санитарно-гигиенических и возрастных нормативов при распределении нагрузки, учет степени допустимой нагрузки в течение дня и недели;
учёт сезонности и погодных условий;
чередование разнообразных видов деятельности детей;
включение в систему планирования свободной и нерегламентированной деятельности детей;
включение мероприятий, способствующих укреплению и сохранению здоровья: занятия по ОБЖ, валеологии, подвижные игры, прогулка (проведение части образовательных мероприятий на воздухе) и др.
учёт индивидуальных особенности развития детей.
Планирование образовательной работы, режимных моментов в течение дня поможет обеспечить рациональное распределение разнообразных форм работы по дням недели и распределить материал для работы с детьми. Календарно-перспективное планирование поможет достичь преемственности между видами деятельности, сбалансировать чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности, свободного времени для игр детей, обеспечить оптимальное сочетание индивидуальной и фронтальной работы.
Финансирование деятельности учреждения, а также мероприятий по развитию учреждения, осуществляется за счет из средств бюджета города в рамках субсидии на выполнение муниципального задания, а также за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности. В 2016 году получена субсидия на выполнение муниципального задания в размере 52 301 995,86 рублей. Кассовое исполнение по расходам составило 52 301 995,86 рублей.
Фонд оплаты труда работников учреждения в 2015 году составил 34 963,4 тысячи рублей, что составляет 66,8% от общих расходов. Средняя заработная плата за 2016 года на 1 среднесписочное лицо – 38 386,26 рублей. Среднегодовая заработная плата педагогических работников по итогам 2016 года составила 49 597,57 рублей (в 2015 – 50 400 рублей, в 2014 – 49 044, в 2013 – 43 736).
Стоимость содержания одного воспитанника в 2016 году составила 245 942 рубля (в 2015 – 207 828, в 2014 — 188 303, в 2013 – 173 477). 6.2.
Поступило средств от иной приносящей доход деятельности (родительская плата, платные услуги) – 5 986 335 рублей. Доля внебюджетных средств в общих доходах по учреждению составляет – 10,2% (в 2015 году – 12%).
2.3 Анализ способов организации контроля выполнения производственных планов
В течение 2017-2018 учебного года был проведен ряд проверок: тематических, оперативных и др. Тематические проверки были проведены в соответствии с годовым планом работы ДОУ. В ходе проверок было выявлено, что работа в ДОУ ведется на соответствующем уровне, условия осуществления образовательного процесса соответствуют требованиям программы и СанПиН.
Основные задачи в области повышения качества дошкольного образования:
— Реализация основных направлений развития ребенка; физического, познавательного, речевого, социально-личностного и художественно-эстетического;
— Развитие условий для самодеятельной игры, являющейся ведущей деятельностью в дошкольном возрасте;
— Внедрение в образовательную практику современных информационных и коммуникационных технологий;
— Реализация современных подходов в организации предметно развивающей среды.
Управляющим советом и Наблюдательным советом рассмотрены и утверждены:
— образовательная программа учреждения на 2016-2017 учебный год;
— Публичный доклад за 2015-2016 учебный год;
— отчет о самообследовании учреждения за 2015-2016 учебный год;
— план закупок на 2017 год; — план финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год; —
отчеты о выполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, о выполнении муниципального задания и использовании имущества учреждения за 2016 год.
2.4 Анализ системы оценки качества результатов деятельности организации
Результаты деятельности учреждения за 2017-2018 учебный год позволяют сделать следующие выводы:
коллектив учреждения успешно справляется с поставленными перед ним задачами, о чем, в первую очередь свидетельствует удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством предоставляемых услуг;
растет профессиональное мастерство и квалификация педагогического персонала, который повышает свой профессиональный уровень, получая высшее образование и повышая квалификацию, что подтверждается результатами аттестации, участием в конкурсах различного уровня;
среднегодовая заработная плата педагогических работников соответствует доведенным показателям средней заработной платы в общем образовании города Долгопрудный.
Анализ работы учреждения за прошедший учебный год показывает, что основной задачей остается сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
А также, на первый план выходят задачи реализации ФГОС дошкольного образования, в частности по подготовке кадров и созданию условий для обучения и воспитания детей.
Цель и задачи, которые коллектив учреждения поставил перед собой на 2018-2019 учебный год:
Цель: Организация образовательного пространства в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи: 1.
Обеспечить эффективное использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении для укрепления физического и психического здоровья дошкольников.
2. Создать условия для оказания ранней коррекционной помощи детям с умственной отсталостью и речевыми нарушениями, а также условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования и социальному развитию этих детей.
3. Продолжить работу по созданию развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования, адаптированных образовательных программ.
4. Продолжить создавать условия для привлечения родителей к образовательной деятельности дошкольников.
Остальные части данного отчета по практике: