Краткий отчет о практике
(краткая характеристика проделанной обучающимся работы, краткие выводы по результатам практики)
Московский открытый институт — это один из самых прогрессивных и динамично развивающихся вузов столицы. Вуз имеет бессрочную лицензию на осуществление образовательной деятельности.
ОАНО «МОИ» по своей организационно-правовой форме является образовательной автономной некоммерческой организацией высшего образования и ведет образовательную деятельность с 2001 года.
Решением Внеочередного общего собрания участников от 29 мая 2013 г. (протокол № 11) Образовательная автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Открытый технологический институт» переименована в Образовательную автономную некоммерческую организацию высшего профессионального образования «Московский открытый институт», запись в Едином государственном реестре юридических лиц за государственным регистрационным номером 1027700479740 от 17 июня 2013 года.
Институт в соответствии с лицензией от 19.07.2013 года серии 90Л01 рег. № 0788, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии. Срок действия лицензии – «бессрочно».
Институт имеет свидетельство о государственной аккредитации от 03.10.2013 г. Серия 90А01 №0000872, рег. № 0813 с приложением №1, выданное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, на право выдачи выпускникам, подтвердившим на итоговой государственной аттестации освоение образовательной программы, документов об образовании государственного образца с указанием квалификации по реализуемой образовательной программе.
В соответствии с Лицензией Институт реализует: 6 образовательных программ высшего образования, включая 3 программ бакалавриата, 3 программы специалитета, 3 образовательные программы дополнительного профессионального образования.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 533 от 31 мая 2013 г. Институт имеет право выдачи документов об образовании государственного образца по 3-м укрупненным группам направлений подготовки и специальностей высшего образования, по 3-м укрупненным группам направлений подготовки послевузовского профессионального образования. Данный факт подтвержден «Свидетельством о государственной аккредитации» № 0813 от 03 октября 2013 г. Срок окончания действия государственной аккредитации 10 февраля 2018 г.
Мною была выбрана дисциплина «Финансовый менеджмент» по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.
В рамках рабочей программы, выбрана тема для проведения занятия: «Внебюджетные фонды» и составления лекции, презентации.
1. План-конспект лекции
• Информационный поиск (работа с библиотечным фондом, ресурсами сети Интернет)
Тема: «Внебюджетные фонды»
Вопросы темы:
1. Понятие внебюджетных фондов и их виды;
2. Классификация внебюджетных фондов;
3. Источники финансирования внебюджетных фондов;
4. Пенсионный фонд и его функции.
1. Понятие внебюджетных фондов и их виды
Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Виды внебюджетных фондов:
Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона № 167 – ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном страховании в Российской Федерации». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.
Фонд социального страхования РФ является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
2. Классификация внебюджетных фондов
По своему назначению внебюджетные фонды довольно разнообразны, они могут создаваться под конкретные цели и программы и функционировать как на федеральном и региональном, так и муниципальном уровне. Классификация внебюджетных фондов осуществляется по разным признакам: цели назначению, уровням управления, срокам действия и т.д.
1. В зависимости от целей создания внебюджетные фонды подразделяются на:
I. социальные — оказывают социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
II. экономические — влияют на экономические процессы в стране путем субсидирования, кредитования предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и осуществляющие комплекс мероприятий по развитию экономики страны, т.е. одной из важнейших причин создания экономических внебюджетных фондов является сложная экономическая ситуация в стране и необходимость привлечения дополнительных финансовых средств на разрешение экономических проблем;
III. экологические — обеспечивают природоохранные и природа восстановительные мероприятия финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающее среды;
IV. правовые — расходуются на обеспечение и развитие правовой системы страны и судебного производства;
V. прочие — внебюджетные фонды, не относящиеся ни к одной из вышеприведенных категорий.
2. В зависимости от предполагаемого периода функционирования программы или условно намеченного времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером фонда бессрочного действия является экологический, долгосрочного действия — фонд регионального развития, краткосрочного — фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условное.
3. По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике, крае или области).
4. Классификация внебюджетных фондов по уровням государственного управления:
— Общегосударственные — находятся в федеральном подчинении, решают общегосударственные задачи.
— Региональные — находятся под управлением региональной администрации, решают территориальные задачи.
При этом региональные внебюджетные фонды подразделяются на фонды:
а) созданные федеральным законодательством [Территориальный фонд обязательного медицинского страхования];
б) созданные территориальными органами власти;
— Местные — находятся под управлением местных органов самоуправления, решают муниципальные задачи;
5. Классификация по способу образования внебюджетных фондов:
— Вновь образованные внебюджетные фонды.
— Внебюджетные фонды, образованные за счет выделения из государственного бюджета отдельных расходных статей.
6. Классификация по органам управления фонда:
— Самостоятельные финансово-кредитные учреждения — внебюджетные фонды, обладающие правом юридического лица, имеющие одноименный орган управления [Фонд социального страхования РФ].
— Управляемые сторонними органами государственной власти — внебюджетные фонды, не обладающие правом юридического лица и находящиеся в оперативном управлении других государственных учреждений [Экологический фонд, находящийся в оперативном управлении Комитета по экологии].
3. Источники финансирования внебюджетных фондов
Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:
— страховых взносов;
— средств федерального бюджета;
— сумм пеней и иных финансовых санкций;
— доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
— добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;
— иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Фонд социального страхования образуется за счет:
— страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
— доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
— добровольных взносов граждан и юридических лиц;
— ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.
Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 3,2% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.
ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.).
4. Пенсионный фонд и его функции
Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:
— трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
— социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);
— пенсия за выслугу лет;
— пособие одиноким матерям;
— пенсия военнослужащим и членам их семей;
— пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.
Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.
Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она основана на установлении трехуровневой пенсии:
— базовая часть пенсии (6 %);
— страховая часть пенсии (10 %);
— накопительная часть пенсии (4%).
Литература:
Основная литература:
1. Кириченко Т.В. Финансовый менеджмент: учебник / Т.В. Кириченко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 484 с.: ил. — Библиогр.: с. 463-467. — ISBN 978-5-394-01996-8; То же [Электронный ресурс]. — URL: //biblioclub.ru
2. Финансовый менеджмент. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Синицкая Н. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 196 с. — ISBN 978-5-534-07778-0
3. Финансовый менеджмент: проблемы и решения в 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. З. Бобылева [и др.]; отв. ред. А. З. Бобылева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 547 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5- 534-10101-0.
4. Финансовый менеджмент: проблемы и решения в 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. З. Бобылева [и др.]; под ред. А. З. Бобылевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 328 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5- 534-10159-1
Дополнительная литература:
1. Воронина М.В. Финансовый менеджмент: учебник / М.В. Воронина. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 399 с.: табл., схем. — (Учебные издания для бакалавров). — Библиогр.: с. 380-384. — ISBN 978- 5-394-02341-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: //biblioclub.ru
2. Руденко, А.М. Методы принятия финансовых решений: учебное пособие / А.М. Руденко, Э.И. Колобова; Финансовый университет при Правительстве РФ. — Москва: Прометей, 2018. — 294 с.: схем., табл. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-907003-25-5; То же [Электронный ресурс]. — URL: //biblioclub.ru
3.Румянцева, Е. Е. Финансовый менеджмен : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Румянцева. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 360 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00237-9.
4. Турманидзе Т.У. Финансовый менеджмент: учебник / Т.У. Турманидзе, Н.Д. Эриашвили. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 247 с.: схем, табл. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-02696-1; То же [Электронный ресурс]. — URL: //biblioclub.ru
5.Финансовый и инвестиционный менеджмент: учебник / И.З. Тогузова, Т.А. Хубаев, Л.А. Туаева, З.Р. Тавасиева; Финансовый университет при Правительстве РФ. — Москва: Прометей, 2018. — 375 с.: схем., табл. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-907003-06-4; То же [Электронный ресурс]. — URL: //biblioclub.ru
6. Финансовый менеджмент/Ю. Г. Ионова, В. А. Леднев, М. Ю. Андреева; под. Ред. Ю. Г. Ионовой. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. – 288с. (Серия «Легкий учебник»)
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «внебюджетные фонды».
2. Какие классификации внебюджетных фондов Вы знаете?
3. Перечислите социальные внебюджетные фонды РФ.
4. Какую деятельность осуществляет Пенсионный фонд РФ, и каковы источники его образования?
5. Какую деятельность осуществляет Фонд обязательного медицинского страхования, и каковы источники его образования?
2. Оформление презентации в соответствии с шаблоном Института
Презентация по теме «Внебюджетные фонды» была разработана в соответствии с требованиями Института:
1. Презентация не была больше 15 слайдов.
2. Информация была предоставлена в сжатом виде с использованием таблиц, тезисов, рисунков.
3. Все изображения были в хорошем качестве, высоком разрешении.
4. Презентация включала достоверную информацию, не содержала фактических ошибок, составлена с учетом существующих правил орфографии, пунктуации, сокращений.
5. Использовался кегль шрифта заголовков 32 пунктов, основного текста –26 пунктов.
6. Использовался легко читаемый шрифт – Arial; начертание шрифта – жирное.
7. Подчеркивание и курсив не использовались. 8. Не использовались переносы слов.
Для проведения занятия по выбранной теме был выбран деловой официальный стиль
Остальные части данного отчета по практике: