Приложения
Рецензия на научную статью: Правовое регулирование процедур банкротства
Михневич Татьяна Николаевна – аспирантка кафедры правового обеспечения рыночной экономики РАГС
Рассматривается проблема в сфере правового регулирования несостоятельности граждан–потребителей. В работе особое внимание уделяется процедурам и признакам несостоятельности, пробелам и недостаткам, существующим в российском законодательстве о несостоятельности в сравнении с законодательством о несостоятельности ряда зарубежных стран, таких, как США и Германия
В данной научной статье, автор придерживается мнения, что выбор для сравнения российских законов о несостоятельности с законами именно Германии (Insolvenzornung) и США (Bankruptcy Code), объясняется высоким уровнем разработки соответствующих правовых положений в этих странах, многовековыми национальными традициями в области несостоятельности. Законы этих государств очень разные – они отражают различные системы права и неодинаковые позиции в части приоритетов при несостоятельности. Диапазон этих различий очень широк: от цели максимально полного удовлетворения интересов кредиторов до сведения задачи процедуры несостоятельности исключительно к реабилитации должника как, например, в США.
Также, автор отмечает, что правовое регулирование несостоятельности граждан имеет свои особенности, что обусловлено, прежде всего, положением этой категории лиц в гражданском обороте (как правило, должник рассматривается как слабая сторона в правоотношении). Поэтому при несостоятельности граждан используются иные критерии для установления признаков несостоятельности, определён особый порядок предъявления, рассмотрения и удовлетворения требований кредиторов, предусмотрены иные условия по выбору и проведению процедур несостоятельности.
Автором Михневич предлагается внести в Закон от 26.10. 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следующие дополнения:
1.Разграничить признаки банкротства юридического лица, гражданина– не предпринимателя и гражданина–предпринимателя, в том числе крестьянского фермерского хозяйства − ст. 3.
2. Изменения, касающиеся суммы долга должника – гражданина, необходимой для принятия заявления о признании его банкротом, а именно установить сумму задолженности для данной категории должников более чем 10 тыс. рублей. Ввиду частого повышения цен на различные товары и увеличения заработной платы, видится возможным прописать задолженность для должников – граждан не в конкретной денежной сумме, а в минимальном размере оплаты труда (МРОТ). Кроме того, сумму задолженности для должников–индивидуальных предпринимателей и крестьянских фермерских хозяйств, целесообразно определить в большем размере, нежели для таких должников, как гражданине – потребители − ст. 6.
3. Целесообразно разделить гл. 10 на три самостоятельные главы: «Несостоятельность гражданина–не предпринимателя», «Несостоятельность гражданина – предпринимателя», и «Несостоятельность крестьянского фермерского хозяйства», ввиду применения к данным субъектам разных признаков признания должников несостоятельными и процедур несостоятельности.
4. Ввести понятие «неоплатность» как «невыполнение должником в полном объеме требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей в установленный срок и превышение стоимости обязательств над стоимостью имущества должника». Ввести также понятие «неплатежеспособность» как «неспособность должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей в определённый срок» − гл. 2.
Исследование заслуживает высокой оценки, представляет интерес не только для преподавателей юридических и экономических вузов, аспирантов, студентов, но и для всех, кто интересуется исследованием проблем механизма юридического обеспечения в Российской Федерации.
Остальные части данного отчета по практике: