Рецензия на научную статью: ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
Е. В. Портнова кандидат юридических наук, доцент кафедра частного и публичного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация Д. Ю. Кочетков магистрант Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
В статье рассматривается становление и формирование института несостоятельности (банкротства) в современном российском праве с исторической точки зрения и анализа правовых норм. Рассматриваемый период охватывает 1991 г., когда происходит переход от плановой экономики к рыночной. В связи с резким переходом, к которому не были готовы первые предприниматели, происходит ухудшение экономического сектора, что ведет к несостоятельности большого круга лиц, в связи с этим законодатель вводит первые нормативные акты, регламентирующие институт банкротства. В том числе в статье есть периодизация законодательных актов о несостоятельности в современном российском праве до наших дней. Также в данной статье рассматривается влияние экономики как фактор, толкающий к развитию институт права.
В данной научной статье, автор придерживается мнения, что в отношении института несостоятельности в российском законодательстве был провал, при создании были использованы модели законодательства развитых стран, в частности США и Европы. Как уже было выше указано, закон писали очень спешно и при анализе норм зарубежных стран не было учтено, что законы о банкротстве зарубежных коллег имеют два абсолютно разных вектора направления, то есть в США приоритетом является должник, который подает заявление, отстаивая в первую очередь свои интересы, а в Европе же совсем наоборот, – главным является кредитор.
Таким образом, первый законодательный акт о несостоятельности в России при существовавшей экономической неопределенной модели провалился.
В1995 г. был внесен новый законопроект, в который впоследствии было внесено свыше 600 поправок. Но дальше второго чтения данный закон не ушел.
Но самое главное новшество данного закона – это наличие признаков несостоятельности, к которым относили: срок три месяца, в который не исполняют денежные обязательства, размер задолженности – не менее 100 тыс. руб. Претерпели изменение и нормы, касающиеся процедуры банкротства. Закон от 19 ноября 1992 г. делил их на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизация включала внешнее управление и санацию, а ликвидация предполагалась в процессе конкурсного производства. Закон 1998 г. не употреблял терминов «реорганизация» и «ликвидация». Статья 23 выделяла четыре процедуры для юридических лиц и две для должников-граждан. Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление.
Благодаря Закону № 127-ФЗ была создана система саморегулирования профессиональной деятельности арбитражных управляющих, саморегулируемые организации стали действенным регулятором отношений между арбитражным управляющим и кредиторами, в том числе и государством.
Таким образом, в молодом современном российском законодательстве институт несостоятельности (банкротства) претерпел множество изменений, но на данном этапе Закон № 127-ФЗ успешно закрепился в обществе и имеет сложившуюся практику, претерпевая лишь законодательные изменения, которые его только укрепляют.
Остальные части данного отчета по практике: