4. Обобщение и подготовка результатов научно-исследовательской деятельности магистранта для использования в магистерской диссертации
В ходе прохождения научно-исследовательской практики, было проведено исследование на тему: «Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти и гражданского обществ».
Местное самоуправление в нашей стране имеет особую актуальность. Объективные факторы развития российского государства и общества – территориальная протяженность, многонациональный состав населения, разнообразие культур и хозяйственных укладов, различный социальный и экономический потенциал регионов – обусловливают поиск оптимальной модели управления на местах, обеспечивающей интеграцию власти и общества.
В рамках данного явления лежат проблемы качества жизни и возможности самореализации человека, фактически зависящие во многом от места проживания. Местное самоуправление (МСУ) имеет двойственную общественно-государственную природу, являясь посредником между государством и обществом, государственной и местной властью. Оно поддерживает баланс государственных и общественных интересов, развивает управленческие и организационные практики, адекватно отвечая, в связи с этим сложностям и разнообразию социально-политических проблем. Необходимым условием успеха преобразований в местном самоуправлении является включение политически и экономически активной части населения в управление местными делами, поддержка гражданами местной власти на локальных территориях проживания.
Проблему развития местного самоуправления актуализирует конституционное положение о том, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» (Ст. 32 Конституции РФ), т.е. «самостоятельно и под свою ответственность». Существенно актуализируют тему диссертации задачи, поставленные в программных установках, касающихся модернизации политических и общественных институтов на местах, а также сформулированные в президентских посланиях. В Послании Федеральному Собранию РФ 2015 года Президент В.В. Путин поставил задачу: «…поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом, в решении повседневных вопросов, которые определяют качество жизни».
В этой связи тенденции развития местного самоуправления предъявляют особые требования к политическому анализу и практическим рекомендациям, актуализируя их исследованиями теоретических и практических проблем, связанных с задачами становления гражданского общества.
Гражданское общество — это совокупность межличностных отношений, интересов; социальных, экологических, культурных, информационных, религиозных, семейных, территориальных и иных структур, функционирующих в данном обществе вне государственного вмешательства и формирующих в активном взаимодействии с государством, развитые правовые отношения, «правила игры» различных субъектов социального и индивидуального действия.
В структуре гражданского общества обычно выделяют следующие компоненты: признание и равная юридическая защита всех форм собственности; приоритет фундаментальных прав и свобод человека и гражданина; разделение властей; идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; развитие всех форм самоуправления, в особенности территориального; автономия университетов и профессиональных сообществ; свобода вероисповедания, право на объединение, разветвленная структура некоммерческих организаций.
В современном мире особое место в структуре гражданского общества занимает система местного самоуправления.
Основным предназначением гражданского общества является создание условий, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение разнообразных материальных, духовно-культурных и иных потребностей личности. В условиях развитого гражданского общества создаются реальные предпосылки для наиболее полной реализации возможностей и способностей граждан, подлинного народовластия, свободы выбора ориентации личности в социально-экономической, духовной и иных сферах жизни общества. Находясь между личностью и государством, выступая в качестве посредника, гражданское общество обеспечивает подчинение государства праву, контроль общественных институтов за государственной властью, невмешательство государстве в сферу частной жизни личности, защищенность прав, свобод, законных интересов граждан и создаваемых ими общественных объединений.
Конец XX — начало XXI вв. ознаменовали новый период в истории России, связанный с активизацией негосударственных институтов, их функциональных связей во всех сферах общественных отношений.
Местное самоуправление является таким институтом, который, с одной стороны, невозможен без общественной активности, без достаточного уровня гражданственности, а с другой стороны, входит в систему публичной власти, и в этом отношении, хотя и находится вне системы государственных органов, является однопорядковым и односистемным с государством явлением.
Остальные части данного отчета по практике: