Отчёт по практике под ключ. С печатями. Гарантия! Расчет
Меню Рубрики

Реферат для отчета по практике (Учебная). МУИВ им. Витте. Юриспруденция. Курс 2

  1. Главная
  2. /
  3. Виды практики
  4. /
  5. Учебная
  6. /
  7. Реферат для отчета по...

РЕФЕРАТ

На тему: «Пути совершенствования механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации»

Введение
Актуальностью темы исследования является то, что становление правового демократического государства в России требует серьезной переоценки отношения государства к правам и свободам каждой личности, в особенности несовершеннолетнего. В нашей стране были признаны международно-правовые стандарты прав человека, в Конституции Российской Федерации закреплены совокупность основных прав и свобод, признаваемых во всех демократических странах, что должно способствовать активизации личности в различных сферах государственной и общественной жизни.
Однако сегодня ситуация в области прав человека в России остается сложной и противоречивой. С одной стороны, проделана серьезная работа по приведению внутреннего законодательства Российской Федерации в данной сфере в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. С другой стороны, на фоне крайне негативных реалий — социально-экономической нестабильности, коррупции, политического экстремизма, правового нигилизма — многие из этих норм носят декларативный характер. На сегодняшний день не создан эффективный внутригосударственный механизм привлечения государства к ответственности за нарушение прав и свобод человека.
Цель работы состоит в комплексном анализе функционирования механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
— раскрыть сущность, специфику, структуру и содержание правового статуса несовершеннолетних в Российской Федерации, выявить особенности международно-правового регулирования правового положения несовершеннолетних;
— рассмотреть юридические гарантии реализации прав несовершеннолетних в Российской Федерации и особенности привлечения к юридической ответственности за нарушение прав несовершеннолетних, показать связь между формированием правового социального государства и совершенствованием механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних;
— раскрыть взаимосвязь между уровнем правовой культуры в российском обществе и уровнем обеспеченности прав несовершеннолетних;
— сформулировать основные направления совершенствования механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации.
Объектом исследования в моей работе выступает обеспечение прав несовершеннолетних в Российской Федерации.
Предметом исследования является Конституция РФ и целый ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих правое закрепление данной категории конституционного права России.

1. Понятие и особенности правового статуса ребенка в Российской Федерации

Выступая в качестве специального субъекта в правоотношениях, ребенок нуждается в особой правовой защите со стороны государства.
Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. и в ч. 1 ст. 54 СК РФ. По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет, т.е. возраста гражданского совершеннолетия, — ст. 21 ГК РФ. Способность ребенка приобретать права (правоспособность) возникает с момента рождения. Дееспособность ребенка определяется ст. 21, 26, 27, 28 ГК РФ и соответствующими статьями Семейного кодекса РФ.
Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия в случаях, когда он женится (выходит замуж) до достижения 18 лет (ч. 2 ст. 21 ГК РФ) или начинает работать с 16 лет (ст. 27 ГК РФ), не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, например ч. 2 ст. 120 СК РФ, на возможность рассматривать его в качестве ребенка.
Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, в Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
Законодательство, гарантирующее права и интересы несовершеннолетних, является частью системы российского законодательства.
Некоторые исследователи считают, что, система законодательства включает в себя:
— законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ;
— правовые акты органов местного самоуправления;
— нормы международного права.
В Семейном законодательстве России, права несовершеннолетних детей делятся личные и имущественные права.
К личным правам несовершеннолетних детей следует относить право жить и воспитываться в семье согласно ч. 2 ст. 54 СК РФ. Право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ), также право на защиту (ст. 56 СК РФ). Несовершеннолетний имеет право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ) и иметь право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
В ст. 60 Семейного кодекса РФ, содержится перечень имущественных права ребенка, а именно:
а) право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (т.е. совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер, дедушки, бабушки);
б) право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, и на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;
в) право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей).
Одним из главных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, предусмотренное ч. 2 ст. 54 СК РФ. Тут, прежде всего, имеется в виду собственная семья, которую образовали родители. Законодательство, как правило, выполняет в этом случае охранительную функцию, воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь и ограждая семью от неблагоприятных воздействий извне.
В ч. 2 ст. 54 СК РФ, как, собственно, и в п. 1 ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, говорится о праве ребенка на заботу со стороны родителей. Родителями ребенка являются его мать и отец, записанные в качестве родителей в актовой записи о его рождении (ст. 47 СК РФ).
Указанной нормой обеспечивается право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннего развития, уважение его человеческого достоинства.
С правом несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано закрепленное в ч. 1 ст. 55 СК РФ право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей, включая бабушку и дедушку, как со стороны отца, так и со стороны матери.
В Определении Верховного Суда РФ от 16.04.2013 N 4-КГ13-2 указано, что в соответствии со ст. 55 СК РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
Право ребенка на общение с обоими родителями означает также, что он обладает правом и на общение с тем из них, который проживает отдельно (ст. 66 СК РФ). Аналогичная норма предусмотрена в отношении дедушек, бабушек и иных родственников
В строго оговоренных законом случаях родителей могут лишить права на общение с ребенком, что в свою очередь лишает аналогичного права и самого ребенка: в судебном порядке — при лишении или ограничении родительских прав (ст. 71 и 74 СК РФ), а также в административном порядке — при отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).
Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) отдельно выделено в ч. 2 ст. 55 СК РФ. Оно прямо согласуется со ст. 40 Конвенции о правах ребенка, предусматривающей в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него через его родителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при подготовке и осуществлении своей защиты.
Указанная норма нашла свое отражение в ч. 3 ст. 423 УПК РФ, когда о задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители. Законные представители также участвуют в досудебном производстве (ст. 426 УПК РФ) и судебном заседании по уголовному делу (ст. 428 УПК РФ). Аналогичные нормы содержатся в ст. 27.3 («Административное задержание») и ст. 25.3 («Законные представители физического лица»).
В ст. 56 СК РФ впервые провозглашено право ребенка на защиту своих прав. Под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др.
При этом в силу разъяснения Верховного Суда РФ в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями (п. 1 ст. 56 СК РФ). Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 Кодекса).
Приведенные права ребенка и обязанности его родителей сохраняются и после расторжения брака родителей ребенка.
Лишение ребенка права пользования жилым помещением одного из родителей — собственника этого помещения может повлечь нарушение прав ребенка.
Поэтому в силу установлений Семейного кодекса Российской Федерации об обязанностях родителей в отношении своих детей право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, должно сохраняться за ребенком и после расторжения брака между его родителями.
Понятие «интересы ребенка» законодательно не закреплено. Из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» следует, что под интересами детей, в частности, нужно понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития.

2. Гарантии прав социального обеспечения детей в Российской Федерации

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (ст. 1) говорится что, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее, а в Семейном кодексе РФ (ч. 1 ст. 54), ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).
Социальность государства как основная гарантия признания и реализации социальных прав. Положения ст. 39 Конституции РФ, гарантирующей социальное обеспечение, нельзя рассматривать в отрыве от ее ст. 7, согласно которой Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1). Среди основных направлений социальной политики ч. 2 этой статьи называет обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Представляется, что ст. 7 Основного Закона, устанавливающая требования к социальному государству и раскрывая его понятие, очерчивает через них конституционный статус каждого человека, в том числе ребенка, показывая, что достойная жизнь и свободное развитие детей могут и должны обеспечиваться совокупностью их конституционных прав и свобод, гармонично дополняющих друг друга.
Суть социального государства состоит в создании условий для реализации социальных прав, приведении фактического положения человека в соответствие с его формально провозглашенными правами. Цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют его обязанность заботиться о благополучии своих граждан, а основное содержание социального обеспечения заключается в предоставлении человеку средств к существованию Постановление КС РФ от 16 декабря 1997 г. N 20-П.. Предусмотренная Конституцией РФ обязанность государства гарантировать материальную обеспеченность граждан при наступлении социальных рисков обусловливает выработку законодателем оптимальных механизмов регулирования отношений в данной сфере, основанных на балансе социальных потребностей населения и экономических возможностей государства на конкретном этапе его развития. При этом, по нашему мнению, первичны в этом балансе потребности человека, которые не могут удовлетворяться на уровне, не обеспечивающем его выживание.
Поскольку нас интересует социальная функция государства применительно к детям, отметим, что не только новорожденных, но и других детей нельзя упрекать в слабоумии, неприспособленности, медлительности, нерешительности, ненадежности, недопустимо предъявлять к ним требование самим о себе заботиться, выживать и развиваться в одиночку.
Возвращаясь к конституционному положению о том, что Россия является социальным государством, в котором каждый человек вправе претендовать на свободное развитие и достойную жизнь, полагаем, что государство не может снимать с себя ответственность за благосостояние всех российских детей, особенно тех, родители которых не в состоянии им такое развитие и такую жизнь обеспечить.
Понятия «потеря кормильца» и «воспитание детей» как основания социального обеспечения связаны с положениями ст. 38 Конституции, которая гласит, что забота о детях, их воспитание — не только право, но и обязанность родителей. Еще в большей мере названные основания опираются на сложившееся отраслевое правовое регулирование, согласно которому родители обязаны содержать детей, и несут ответственность (вплоть до уголовной) за злостное уклонение от выполнения этой обязанности, а государство лишь помогает (при необходимости) родителям и детям, в том числе предоставляя тем или другим блага социального обеспечения. Отсюда и фигура кормильца — отца или матери, иногда других членов семьи и соответствующее основание социального обеспечения (в первую очередь ребенка) при потере кормильца. Не удивительно, поэтому представление в литературе по конституционному праву и праву социального обеспечения о том, что ребенок — при наличии у него семьи — может получать блага социального обеспечения не напрямую как индивид — человек и гражданин, а как член конкретной семьи в виде адресной его поддержки, т.е. нередко после проверки нуждаемости.
Дети не должны страдать из-за нерационального или неразумного поведения родителей, дарующих им жизнь, оставаться из-за этого без жизненных средств. Между тем фактически — в соответствии с отраслевым законодательством — дети в отличие от взрослых зачастую могут претендовать на полноценное социальное обеспечение лишь при отсутствии родительского попечения или при явной недостаточности у семьи средств для их содержания. Иначе говоря, пока родители не дошли до определенного предела — черты бедности, удовлетворение жизненных потребностей детей — во многом семейная проблема. Здесь уместно привести нормы пенсионного законодательства, согласно которым назначаются социальные пенсии лицам, никогда не работавшим. Право на такую пенсию имеют инвалиды I, II и III групп, дети-инвалиды и неработающие граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). При этом не принимаются во внимание какие-либо иные обстоятельства, например наличие состоятельных детей или супругов. Остальные дети вправе получить социальную пенсию лишь при потере одного либо обоих родителей.
Анализ конституционных норм и отраслевого законодательства не дает ответа на вопросы, каково оптимальное соотношение ответственности за удовлетворение материальных потребностей детей между обществом и семьей и от кого в итоге должно зависеть их надлежащее содержание и воспитание. Может ли воспроизводство российского населения проходить стихийно — по законам природы с выживанием наиболее жизнеспособных детей? Если принцип социального государства реализован пока на четверть, означает ли это, что дети вправе рассчитывать лишь на четвертую часть удовлетворения их жизненных потребностей? Неясно также, за счет каких источников наиболее рационально осуществлять содержание и воспитание детей: трудовых доходов родителей, фондов социального страхования, социальной помощи, благотворительности, каких-либо еще? Конституция не дает конкретных ответов и на эти вопросы. Каждая же отраслевая юридическая наука занимается исследованием внутриотраслевых проблем. В итоге межотраслевые, статусные проблемы прав человека «провисают», а дети остаются крайними. Само их рождение для многих россиян остается недоступным.

3. Способы защиты прав несовершеннолетних граждан

Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ) не закрепляет способы защиты нарушенных семейных прав, а лишь содержит указание на то, что для защиты применяются способы, предусмотренные соответствующими статьями СК РФ. Следовательно, обладатель нарушенного семейного права может воспользоваться только вполне конкретным способом его защиты, предусмотренным в соответствующей норме Семейного законодательства России.
Способы защиты семейных прав определяются спецификой защищаемого права и характером нарушения. Такие способы, как возмещение убытков и взыскание неустойки, применяются, как правило, при нарушении имущественных прав, вытекающих из семейных отношений. Но наиболее характерным способом защиты личных неимущественных прав субъектов семейных правоотношений является прекращение или изменение правоотношения (ограничение родительских прав; отмена усыновления; досрочное прекращение договора о приемной семье и др.).
В процессе осуществления защиты семейных прав применяются такие способы защиты, как признание права или установление юридического факта, прекращение или изменение правоотношения, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения, принудительное исполнение обязанности. Реже применяется компенсация морального вреда, и в единичных случаях — взыскание неустойки. Для защиты семейных прав довольно редко применяется и восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Это (последнее) обстоятельство объясняется тем, что, как правило, восстановление прав происходит в результате применения иного способа защиты и является его результатом, следствием. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, самостоятельно применяется при восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, а также имеет место при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью.
К средствам судебной защиты прав ребенка следует отнести:
— иск (исковое заявление подается при наличии спора о праве; жалоба — по делам, возникшим из административно-правовых отношений; заявление подается в суд по делам особого производства);
— судебное постановление (судебные постановления различаются по порядку вынесения, обжалования, содержанию и субъектам на: решения, заочные решения, судебные приказы, определения кассационной инстанции и постановления надзорной инстанции, которыми вынесено новое решение, определение об утверждении мирового соглашения. Объединяет эти процессуальные документы то, что в них указывается способ защиты, применяемый судом для восстановления (признания) нарушенных (оспоренных) семейных прав ребенка);
— кассационную и надзорную жалобы;
— заявление о пересмотре заочного решения;
— заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Помимо материализованных средств судебной защиты нельзя не сказать о деятельности органов опеки и попечительства в разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей; об учете мнения самого ребенка; а также об участии педагога и психолога в этом процессе.
Следующий способ защиты семейных прав — прекращение, изменение и аннулирование правоотношения. Данный способ предусмотрен нормами, регулирующими отношения по поводу соглашения об уплате алиментов, договора о приемной семье, при прекращении алиментных обязательств, отмене усыновления.
Необходимо отметить, что отмена усыновления может быть произведена как в связи с виновным, так и невиновным поведением усыновителей. Думается, что наличие или отсутствие вины никак не влияет на меру воздействия и правовой результат в случае ее применения. Эта мера применяется всегда, когда усыновление перестает отвечать интересам ребенка, независимо от того, виновны в этом усыновители или нет.
Таким образом, речь идет о принуждении родителей к исполнению своих обязанностей. Предполагается, что такая мера не является адекватной задачам семейно-правового регулирования. Необходимо ввести дополнительные обеспечительные меры, например, обязательное прохождение родителями обучающего курса по воспитанию детей, чтобы воспитать в них чувство долга перед семьей, научить их правильным методам воспитания. Это даст возможность родителям самостоятельно и добровольно исполнять свои обязанности, позволит привести детско-родительские отношения в должный вид, восстановить и обеспечить право ребенка на семейное воспитание. Для обеспечения данной меры необходимо законодательное регулирование вопроса о прохождении родителями обучающих курсов, причем нормами не только семейного, но и административного права. Тогда лишение родительских прав станет действительно мерой ответственности — крайней мерой государственного воздействия.
Социальным патронатом называют новую форму индивидуальной профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, которая находится в социально опасном положении. Предполагается, что такая работа должна осуществляться органами опеки и попечительства.
Думается что, идея законодателя о введении института социального патроната, которая, к сожалению, не была реализована, необходима в современных условиях. Такая мера позволит обеспечить сохранность семьи, реализацию права ребенка на семейное воспитание. Безусловно, необходимо разрабатывать механизм применения данной меры, чтобы она оказалась действенной в процессе осуществления защиты прав и интересов не только несовершеннолетних граждан, но и была направлена на сохранность общего интереса семьи, а именно ее самостоятельного, полноценного, стабильного существования.

Заключение

Правовое положение несовершеннолетних в современном мире напрямую зависит от степени обеспеченности их основных прав и свобод. В XX веке мировое сообщество сделало реальные шаги на пути нормативного закрепления прав несовершеннолетних. Исследование своеобразия механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации позволило сделать следующие выводы.
1. Основные права детей получили свое нормативно-правовое закрепление во второй половине XX века во многом благодаря деятельности различных международных общественных организаций. Реалии современной жизни таковы, что все для большего количества государств вопросы правового обеспечения прав несовершеннолетних становятся одними из приоритетных. Основными причинами повышенного внимания к проблемам защиты прав детей можно считать социальную неадаптированность несовершеннолетних связанную с психофизиологической незрелостью, вовлеченность несовершеннолетних в криминальную среду, насилие, которому подвергаются дети, неприспособленность пенитенциарной системы к особенностям несовершеннолетних, отсутствие эффективных процедур защиты их прав и другие.
2. Правовой статус несовершеннолетних находится в тесной и неразрывной связи с их правосубъектностью, преломляясь через призму прав и обязанностей. Правовой статус несовершеннолетнего характеризует отношения личности несовершеннолетнего не с обществом в целом, а с государством и его институтами. Очевидно, целесообразно под правовым статусом несовершеннолетнего подразумевать его юридически закрепленное положение в обществе, преломляющееся через систему прав, свобод и обязанностей, законодательно установленных и гарантированных государством.
3. Специфика правового статуса несовершеннолетних, рассматриваемого с позиций единства общего, особенного и единичного, в первую очередь, связана со спецификой их правосубъектности. Несовершеннолетний имеет общую правоспособность, т.е. принципиальную возможность иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством с момента рождения. Государство гарантирует несовершеннолетним определенною совокупность правовых возможностей, представляющую собой систему прав, свобод и обязанностей. Способность реализовать многие из них возникает постепенно. Это связано с тем, что включение несовершеннолетнего в систему правовых отношений обеспечивается за счет поэтапного усвоения и реализации в его поведении правовых норм, предписываемых ему в обществе. Правовое социальное государство, построение которого Конституция Российской Федерации закрепила в качестве программной цели, предполагает наличие дополнительных прав несовершеннолетних, льгот и соответствующих гарантий, которые вкупе проецируются как специфичное ядро правового статуса несовершеннолетнего человека.

Остальные части данного отчета по практике:

  1. Введение
  2. Глава 1
  3. Глава 2
  4. Глава 3
  5. Глава 4
  6. График
  7. Заключение
  8. Индивидуальное задание
  9. Отзыв
  10. Реферат
  11. Содержание
  12. Список литературы
  13. Титульный лист

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

https://disk.yandex.ru/i/o_542zr5bhMGcQ

К какому разделу относится
Рубрики: Виды практики и Учебная. ВУЗ: МУИВ им. Витте. Специальность: Юриспруденция. Курс: 2 курс.
Заказать практику