Отчёт по практике под ключ. С печатями. Гарантия! Расчет
Меню Рубрики

Глава 2 для отчета по практике (НИР). МУИВ им. Витте. Юриспруденция. Курс 2

  1. Главная
  2. /
  3. Виды практики
  4. /
  5. НИР
  6. /
  7. Глава 2 для отчета...

2. Статья на тему: «Защита прав несовершеннолетних в России»

В статье рассматриваются значение, основные направления, механизм защиты прав детей.
Защита прав несовершеннолетних, механизм, правовые нормы, преступность, социальная безопасность.
В современных условиях важным направлением социальной политики становится признание ведущей роли человеческого фактора, поскольку падение нравственности, духовный кризис, гражданская незрелость, сокращение числа культурно–просветительных, образовательных учреждений и сложность социально-экономического положения семей приводят к значительному росту преступности и правонарушений в среде несовершеннолетних.
В сложившейся ситуации особую значимость приобретает проблема соблюдения прав детей, которые оказываются наиболее уязвимой частью населения и нуждаются в особой защите, социально-педагогической и правовой поддержке, так как именно правовая незащищённость детей и нарушение их прав в ряде случаев становится причиной девиантного, а подчас и делинквентного поведения.
Ученые, практические работники основную причину роста детской преступности связывают с отсутствием материального и морального благополучия семьи, с нарастающим противоречием между потребностями и возможностями их удовлетворения. Все вышесказанное обусловило важность создания комплекса мер социально-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на организацию раннего выявления случаев семейного и детского неблагополучия, на коррекцию поведения несовершеннолетних правонарушителей и условий их семейного воспитания.
В Российской Федерации подписан и ратифицирован ряд международных документов, направленных на защиту прав детей.
Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних представляет собой совокупность норм и правил, направленных на создание гарантированных социально-педагогических и юридических условий правовой защиты детства.
Правовое положение несовершеннолетних в современном мире напрямую зависит от степени обеспеченности их основных прав и свобод. В XX веке мировое сообщество сделало реальные шаги на пути нормативного закрепления прав несовершеннолетних. В структуре правового статуса несовершеннолетних выделяется достаточно большое количество прав, тесно связанных с определенными обязанностями. Однако в отличие от взрослых членов общества, правовое положение несовершеннолетних имеет свои особенности в силу своеобразия их правового статуса и специфики юридического обеспечения принадлежащих им прав и свобод.
Исследование своеобразия механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации позволило сделать следующие выводы.
1. Правовой статус несовершеннолетних имеет свою специфику, которая нашла свое отражение еще в древнейших правовых актах. Уже в древности люди понимали, что социальное, соответственно и правовое положение ребенка имеет ряд особенностей. В тоже время примерно до середины XX века во всем мире несовершеннолетние оставались той категорией, чьи права были менее всего защищены. Основные права детей получили свое нормативно-правовое закрепление во второй половине XX века во многом благодаря деятельности различных международных общественных организаций. Реалии современной жизни таковы, что все для большего количества государств вопросы правового обеспечения прав несовершеннолетних становятся одними из приоритетных. Основными причинами повышенного внимания к проблемам защиты прав детей можно считать социальную неадаптированность несовершеннолетних связанную с психофизиологической незрелостью, вовлеченность несовершеннолетних в криминальную среду, насилие, которому подвергаются дети, неприспособленность пенитенциарной системы к особенностям несовершеннолетних, отсутствие эффективных процедур защиты их прав и другие.
2. Правовой статус несовершеннолетних находится в тесной и неразрывной связи с их правосубъектностью, преломляясь через призму прав и обязанностей. Правовой статус несовершеннолетнего характеризует отношения личности несовершеннолетнего не с обществом в целом, а с государством и его институтами. Очевидно, целесообразно под правовым статусом несовершеннолетнего подразумевать его юридически закрепленное положение в обществе, преломляющееся через систему прав, свобод и обязанностей, законодательно установленных и гарантированных государством.
3. Специфика правового статуса несовершеннолетних, рассматриваемого с позиций единства общего, особенного и единичного, в первую очередь, связана со спецификой их правосубъектности. Несовершеннолетний имеет общую правоспособность, т.е. принципиальную возможность иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством с момента рождения. Государство гарантирует несовершеннолетним определенною совокупность правовых возможностей, представляющую собой систему прав, свобод и обязанностей. Способность реализовать многие из них возникает постепенно. Это связано с тем, что включение несовершеннолетнего в систему правовых отношений обеспечивается за счет поэтапного усвоения и реализации в его поведении правовых норм, предписываемых ему в обществе. Правовое социальное государство, построение которого Конституция Российской Федерации закрепила в качестве программной цели, предполагает наличие дополнительных прав несовершеннолетних, льгот и соответствующих гарантий, которые вкупе проецируются как специфичное ядро правового статуса несовершеннолетнего человека. Постижению специфики правового статуса несовершеннолетних будет способствовать более активное введение термина «несовершеннолетний» в общеюридический оборот, наравне с терминами «ребенок» и «дети», поскольку повсеместное употребление второго варианта не всегда желательно и может способствовать неверному толкованию нормативно-правового акта. Понятие «несовершеннолетия» применяется к возрастной группе, где разница между крайними точками может составлять восемнадцать лет. Целесообразно проводить изучение и совершенствование правового статуса градированных подгрупп несовершеннолетних.
4. Для реализации прав несовершеннолетних мало того, чтобы эти права были признаны и регламентированы международным и национальным законодательством. Современное государство, в том числе и Россия, должно эффективно использовать законодательство, судебную власть, возможности отдельных органов в целях обеспечения прав несовершеннолетних. Гарантированность прав, свобод и обязанностей несовершеннолетнего обеспечивает гарантированность правового статуса ребенка в целом. Процедурные механизмы защиты прав несовершеннолетних в современной России отличаются несовершенством. Гарантии прав и обязанностей несовершеннолетних предусматривают создание условий для реализации несовершеннолетними, их законными представителями и должностными лицами прав и осуществления ими обязанностей, а также в установлении ответственности и применении вытекающих из нее мер к лицам, не выполняющим своих обязанностей и нарушающих права и законные интересы других граждан. Государственная политика в этой области должна быть приоритетной и основываться на законодательном обеспечении прав ребенка, государственной поддержке семьи, установлении и соблюдении государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав ребенка и причинение ему вреда; государственной поддержке органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих деятельность по защите прав детей.
5. Основополагающие принципы и нормы в области прав несовершеннолетних нашли воплощение в различных международно-правовых актах и соглашениях в сфере прав ребенка. Воплощенные в них общепризнанные принципы и нормы носят универсальный характер. Радикальные изменения в законодательстве в сфере прав несовершеннолетних должны подкрепляться механизмами имплементации защиты прав ребенка.
6. В механизме обеспечения прав несовершеннолетних правовое тесно переплетено с социальным. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Россия -это социальное государство, целью которого является создание условий для достойной жизни человека в обществе.
7. Юридическая ответственность за нарушение прав несовершеннолетних является средством, блокирующим противоправное поведение и стимулирующим действия по защите прав несовершеннолетних. Для юридической ответственности за нарушения прав несовершеннолетних характерно то, что, государственное принуждение в данном случае занимает ведущее место с тем, чтобы защитить несовершеннолетнего от посягательства на его права. Применение мер юридической ответственности к нарушителю прав несовершеннолетних возможно при условии соблюдения определенного процессуального порядка, установленного законом.
8. Реконструкция механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в России возможно только при условии совершенствования законодательных и иных правовых процедур путем оптимизации законодательной практики и совершенствования работы различных административных органов. В данном направлении должен получить свое развитие институт Уполномоченного по правам ребенка, параллельно целесообразно совершенствовать работу органов опеки и попечительства, органов социальной защиты населения и других структур, занятых защитой прав детей.
9. В современной России назрела потребность в создании автономной системы правосудия для несовершеннолетних. Ювенальная юстиция в нашей стране должна носить комплексную межотраслевую юрисдикцию, поскольку правосудие по делам несовершеннолетних должно быть компетентно рассматривать дела не только о правонарушениях несовершеннолетних, а также и о защите их прав от посягательства со стороны третьих лиц. При разработке российской модели ювенальной юстиции должен быть учтен позитивный опыт других государств и исторический опыт в этой области самого российского государства.
10. Высокий уровень правовой культуры в обществе предполагает уважительное отношение к правам несовершеннолетних, признание за ребенком самоценной личности, наделенной определенными правами и обязанностями и имеющей право на защиту. Как показывает проведенное в рамках данной работы социологическое исследование, лежащий в основании правовой культуры уровень правовых знаний, как самих несовершеннолетних, так и их педагогов и лиц, напрямую связанных с защитой прав несовершеннолетних, остается на достаточно низком уровне. Повышению уровня правовой культуры граждан способствует продуманная политика в области правового воспитания и образования. Введение института ювенальной юстиции требует разработки программы специальной подготовки кадров в системе высшего профессионального образования, а также в системе переподготовки и повышения квалификации кадров.
Очевидно, что создание системы ювенальной юстиции предполагает включение в учебные планы подготовки юристов с высшим образованием соответствующей специализации. Самим несовершеннолетним необходимо привить знания в области прав человека и выработать у них соответствующие навыки. С этой целью программа обучения в общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях должна включать специальную дисциплину «Права человека. Права ребенка». Данные мероприятия должны способствовать уважению и защите прав несовершеннолетних членов общества.
В деятельности государства по защите прав детей выделяются следующие направления:
— принимаются законодательные акты, в которых прописываются гарантии и нормы реализации гарантий;
— создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих норм и гарантий;
— совершенствуется практика, институты и нормы, создаются дополнительные условия, которые возникают в соответствии с изменением экономических, социальных и иных мер, поскольку защита несовершеннолетних – процесс развивающийся, динамичный [4].
В настоящее время актуализируется потребность в создании не только правовых норм обеспечения прав, свобод и законных интересов ребёнка, но и взаимодействие в этом процессе социальных институтов общества. При этом наиболее важными социальными институтами выступают семья, школа, образование, культура и т. д.
Механизм защиты прав несовершеннолетних включает в себя:
— меры по защите прав ребенка в процессе деятельности в области воспитания и образования;
— обеспечение прав детей на охрану здоровья, которые осуществляются посредством оказания бесплатной медицинской помощи и медицинской диагностики;
— защита прав и законных интересов детей в области профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости;
— защита прав детей на отдых и оздоровление;
— защита прав и законных интересов детей при формировании социальной структуры для детей, использование данных объектов по прямому назначению;
— защита детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию;
— защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации путем социальной реабилитации, судебной защиты и внесудебных процедур с учетом приоритета личного и социального благополучия ребенка [3].
Социально-педагогическая защита прав детей в России направлена на расширение правовых и нравственных норм в правозащитной деятельности, на её гуманизацию и педагогизацию, признание приоритетом гуманистических ценностей, принципов свободы и гарантий прав каждого ребёнка.
Признание ребёнка самостоятельным субъектом права, провозглашение его прав и свобод высшей ценностью является специфической характеристикой социально-педагогического механизма защиты прав детей.
Таким образом, использование в правозащитной деятельности педагогических средств и источников поможет повысить эффективность правозащитной деятельности социальных институтов. Защита прав детей в социально-педагогическом аспекте предполагает сочетание различных правовых форм и методов с педагогическими, включение в работу социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов и представителей общественных организаций, привлечение учреждений дополнительного образования.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Остальные части данного отчета по практике:

  1. Введение
  2. Глава 1
  3. Глава 2
  4. График
  5. Заключение
  6. Индивидуальное задание
  7. Индивидуальный план
  8. Отзыв-характеристика
  9. Содержание
  10. Список литературы
  11. Титульный лист

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

https://disk.yandex.ru/i/uMpbMJN-UGXyHg

К какому разделу относится
Рубрики: Виды практики и НИР. ВУЗ: МУИВ им. Витте. Специальность: Юриспруденция. Курс: 2 курс.
Заказать практику