1. Диагностический (констатирующий) этап исследования
Цель: выявить уровень познавательной активности студентов к изучению географии мирового хозяйства.
Задачи:
1. Выбрать методику оценки уровня познавательной активности студентов к изучению географии мирового хозяйства.
2. Провести диагностику и обобщить полученные результаты.
Для определения уровня познавательной активности студентов к изучению географии мирового хозяйства на констатирующем этапе была выбрана диагностическая методика Л.Ф. Тихомирова (приложение 1).
Анализ полученных результатов оценивался следующим образом:
— 0-5 баллов – низкий уровень;
— 6-14 баллов – средний уровень;
— 15-20 баллов – высокий уровень.
Также на констатирующем этапе, одним из методов сбора информации в ходе исследования использовалось тестирование изучения уровня познавательной активности студентов по методике Б.К. Пашнева (Приложение 6), целью которого является изучение познавательной активности обучающихся.
В диагностике принимали участие 13 студентов разного уровня успеваемости.
В ходе опроса отмечаем наличие следующих критериев у студентов:
— познавательный интерес;
— психическую активность;
— волевое усилие.
На основе выделенных критериев были выделены три уровня сформированности познавательной активности студентов: низкий, средний и высокий.
Уровень познавательной активности студентов определялся по пятибалльной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы и распределялся в соответствии с оценочной шкалой.
Высокий уровень 35 – 42 баллов
Средний уровень 20 – 34 баллов
Низкий уровень 0 – 19 баллов
Характеристика уровней познавательной активности представлены в таблице 1
Таблица 1 – Уровни определения познавательной активности
Уровни познавательной активности Психолого-педагогические особенности учащихся
Низкий
уровень Обучающийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе.
Данный уровень отличается неустойчивостью волевых усилий, отсутствием у обучающегося интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?».
Средний
уровень Обучающийся стремится к выявлению смысла изучаемого материала, стремится познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в неизмененных условиях.
Характерный показатель: относительная устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что обучающийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а принимает помощь или ищет пути решения.
Высокий
уровень
Характеризуется интересом и стремлением проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, овладеть способами применения знаний в измененных условиях, возможно, найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
Методика проводится фронтально с группой учащихся. После раздачи бланков студентам предлагалось прочесть инструкцию, затем преподаватель должен ответить на все задаваемые студентами вопросы. Следует проверить, как каждый из обучающихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. Опросник состоит из 42 вопросов, направленных на изучение познавательной активности
Остальные части данного отчета по практике: