1. Планирование и проведение формирующего этапа исследования
Цель: реализовать комплекс занятий по географии мирового хозяйства с использованием ТРКМ, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов.
Задачи:
1. Разработать комплекс занятий по географии мирового хозяйства с использованием ТРКМ, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов при изучении предмета.
2. Реализовать данный комплекс.
На каждом занятии по географии мирового хозяйства нами были созданы педагогические условия, заложенные в гипотезе:
— методически грамотный отбор методов, приемов и средств, используемых в ТРКМ;
— создание проблемных ситуаций на занятиях;
— включение студентов в планирование учебной деятельности;
— организация групповой работы студентов;
— организация самоанализа студентами своих достижений и др.
Комплекс занятий по курсу «География мирового хозяйства» включал следующие разделы:
Раздел 1. Общая характеристика мира.
Тема 1.1. Современная политическая карта мира.
• Предмет социально-экономической географии мира.
• Представление о географической картине мира.
• Государственный строй стран мира.
• Концепция геополитики.
Тема 1. 2. География мировых природных ресурсов.
• Загрязнение и охрана окружающей среды.
• Взаимодействие общество и природа.
• Мировые природные ресурсы.
• Загрязнение о охрана окружающей среды.
• Свойства вод мирового океана.
Тема 1.3. География населения мира.
• Численность и воспроизводство населения мира.
• Состав и структура населения.
• Размещение населения.
Тема 1.4. НТР и мировое хозяйство.
• Характеристика НТР.
• Мировое хозяйство и МГРТ
• Отраслевая и территориальная структура МХ.
• Основные факторы размещения производительных сил.
Тема 1.5. География отраслей мирового хозяйства.
• География промышленности.
• Топливно-энергетический комплекс мира.
• Оборонно-промышленный комплекс.
• Электроэнергетика. Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии.
• Горнодобывающая промышленность, металлургия, машиностроение.
• Химической, лесной и легкой промышленности.
• География сельского хозяйства и рыболовства.
• География транспорта.
• Основные формы международных экономических отношений.
Раздел 2. Региональная характеристика мира.
Тема 2.1. Зарубежная Европа.
• Общая характеристика Зарубежной Европы.
• Внутренние различия в Зарубежной Европе.
• ФРГ.
Тема 2.2. Зарубежная Азия. Австралия и Океания.
• Характеристика Зарубежной Азии.
• Китай.
• Япония.
• Индия.
• Новые индустриальные страны Азии.
• Австралия и Океания.
Тема 2.3. Африка.
• Общая характеристика Африки.
• Субрегионы Африки.
Тема 2.4. Северная Америка.
• Северная Америка.
Тема 2.5. Латинская Америка.
• Латинская Америка.
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества.
Тема 3.1. Глобальные проблемы человечества.
• Глобальные проблемы человечества.
Тема 3.2. Глобальные прогнозы. Стратегия устойчивого развития.
Одной из центральных проблем современного образования является формирование мотивации к учению. Резервами становления мотивации является устойчивый интерес к предмету, к способам добывания знаний.
Реализуя в своей работе деятельностный подход к обучению, предпочтение отдаю методам самообучения и проблемного обучения географии. Используя методы самообучения, я стараюсь создать условия для самостоятельной работы студентов на занятиях: это работа с дидактическим материалом, учебниками, справочными пособиями, раздаточным материалом.
В процессе обучения я применяю образовательную технологию «Развитие критического мышления». В данной технологии упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности – чтение и письмо. В ее основе лежит самостоятельная работа учащихся с источниками информации. Применение данной технологии поможет создать у учащихся мотивацию на получение новой информации, её систематизации, осмысление и выявление «белых пятен», то есть отсутствие информации по данному вопросу.
1.1 Методическая разработка занятия по теме «Оборонно- промышленный комплекс» с использованием ТРКМ (прием Зигзаг- 1)
Таблица 3 – Технологическая карта занятия
Тема занятия «Оборонно- промышленный комплекс» (ОПК)
Учебный предмет География мирового хозяйства
Тип и вид занятия Изучения нового материала
Цели занятия Для преподавателя Для студента
На основе общих представлений о машиностроительном комплексе создать условия для понимания учащимися понятия оборонно- промышленного комплекса, его отраслевом составе, значении, функциях, географии размещения предприятий комплекса. Продолжить развитие умений работать с типовым планом характеристики отраслей промышленности на примере ОПК, умение выделять состав ОПК и особенности размещения предприятий основных отраслей промышленности.
Образовательные результаты Личностные
-Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов.
-Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества.
-Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
-Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой деятельности.
— Формирование основ экологической культуры.
Метапредметные
— Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения характеризовать отрасли промышленности по типовому плану.
— Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.
Регулятивные УУД
– Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Познавательные УУД
– Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий
Коммуникативные УУД
— Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
-В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
— Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
-Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
-Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные
— Определять место России в мировой торговле продукцией ОПК на основе анализа текста учебника и иллюстративных материалов учебника.
— Определять отраслевой состав ОПК на основе анализа иллюстративных материалов учебника
— Выявлять особенности размещения предприятий ОПК на территории России на основе обсуждения сообщений/ презентации школьников.
Образовательная среда занятия Оборудование: ПК, интерактивная доска, проектор, атласы, учебник, административно- территориальная карта России
Используемый УМК:
1. Таможняя Е.А., Пятунин С.Г. Учебник. География России. Хозяйство. Регионы М.: «Вентана-Граф» 2012 г.
2. Географический атлас студента. – М.: Дрофа, 2011-2012.
3. Контурные карты по географии. – М.: Дрофа, 2011-2012.
Технологии и технологические приемы организации образовательной деятельности Технология развития критического мышления,
прием «ЗИГЗАГ- 1»
Этапы занятия Действия преподавателя Действия студента Развитие УУД
1. Организационный -При входе учащихся в аудиторию, выдает номерки для работы в группах
-Приветствует учащихся, настраивает на рабочую атмосферу, проверяет готовность к занятию (наличие учебника, тетради, атласа) — Рассаживаются на рабочие места согласно выбранному при входе номеру группы,
— Приветствуют педагога, готовятся к занятию Регулятивные УУД: Умение организовывать свою деятельность
2. Проверка домашнего задания Контролирует выполнение тестовой работы учащимися
Выполняют тестовую работу по изученному материалу на прошлом занятии (см. приложение 2)
Регулятивные УУД: Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Стадия ВЫЗОВА- 5 минут
3. Актуализация знаний Предлагает сыграть в игру «ВЕРЮ- НЕ ВЕРЮ» (да, нет) (см. приложение 3) Отвечают на вопросы, аргументируют свою точку зрения. Личностные результаты:
Формирование мотивационной основы учебной деятельности
занятия (осознание роли географии в познании окружающего мира)
4. Постановка целей и задач Помогает учащимся сформулировать цели и задачи занятия.
Формулируют цели и задачи работы на занятии.
Предметные результаты:
Формулирование темы и цели
(освоение системы географических знаний о особенностях ОПК)
5. Изучение нового материала Выдает кейсы с заданиями каждой рабочей группе- Организует индивидуальную работу в группе по определенной теме. (5 рабочих групп) -Распределяют полученные задания из кейса (файла) между собой (см. приложении 3).
-Находят необходимую информацию из параграфа14 по конкретному вопросу (внимательно читают текст и находят необходимую информацию).
-Выполняют тезисное конспектирование текста в тетради (графическая интерпретация, таблица, схема, кластер, рисунок). Регулятивные УУД:
-определять степень успешности выполнения работы;
-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
— осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию результатов;
-определение основной и второстепенной информации;
-проводить синтез (восстановление целого из частей);
-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей
(составлять и анализировать характеристики отдельных компонентов географических систем)
Стадия «Осмысления» — 6-7 минут
Организует коллективную работу с информацией в экспертной группе. Пересаживаются в группы экспертов по одному конкретному вопросу:
— вторичное знакомство с информацией,
— обсуждают и выбирают информацию для презентации,
-структурируют материал,
— оформляют презентацию. Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
— учет разных мнений,
— планирование работы учебного сотрудничества
Стадия «Рефлексии»- 20 минут
6. Осмысление и закрепление изученного материала Организует работу в рабочей группе -Возвращаются рабочую группу.
-Эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой.
— В группе происходит обмен информацией всех участников:
— внимательно слушают информацию каждого члена своей группы
— тезисно конспектируют полученную информацию. ( в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изученной теме)
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию результатов;
-определение основной и второстепенной информации;
-проводить синтез (восстановление целого из частей);
-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей
(составлять и анализировать характеристики отдельных компонентов географических систем)
7. Рефлексия Организует закрепление изученного материала: возвращение к вопросам «ВЕРЮ- НЕ ВЕРЮ», обсуждение каждого вопроса с пояснениями. — Отвечают на вопросы в листах самопроверки.
— Проверяют правильность выполнения заданий.
-Взаимопроверка вопросов.
Регулятивные УУД:
-определять степень успешности выполнения работы;
-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
— осуществлять самоконтроль;
8. Домашнее задание. Записывает на доске домашнее задание и поясняет выполнение творческого задания Слушают объяснение педагога по поводу выполнения творческого задания
9. Подведение итогов Обсуждение достигнутых результатов на занятии. Предлагает учащимся оценить их работу Оценка своей работы на занятии Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов.
1.2 Методическая разработка занятия по теме «Свойства вод Мирового океана», разработанного с применением ТРКМ через чтение и письмо
Тип занятия: изучения нового материала.
Форма занятия: урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).
Цель: дать студентам представление о свойствах вод Мирового океана.
Задачи:
1) дать определение «соленость вод»;
2) дать определение «пресная вода»;
3) ознакомить учащихся со свойствами вод Мирового океана;
4) ознакомить учащихся с температурным режимом океанических вод.
План урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала (стадия вызова).
II. Закрепление нового материала (стадия осмысления).
IV. Подведение итогов (стадия рефлексии).
Ход урока
I. Организационный момент.
– приветствие преподавателя;
– проверка отсутствующих;
– проверка аудитории;
– проверка учащихся на их рабочем месте и наличие необходимого оборудования;
– настрой студентов на работу.
II. Изучение нового материала (стадия вызова).
Ознакомление студентов с темой занятия «Свойства вод Мирового океана». Учащимся предлагается задание с использованием приема «Ассоциация»: прочитать тему занятия и предположить о чем пойдет речь на занятии.
Введение в тему с использованием приема «Верные-неверные утверждения»:
1. В литре океанической воды растворено примерно 1 кг различных веществ.
2. Соленость вод Мирового океана везде одинакова.
3. Самая соленая вода в Красном море.
4. Соленость воды зависит от испарения и поступления пресной воды.
5. Океаническая вода замерзает при температуре 00С.
Преподаватель предлагает учащимся на основе имеющихся знаний заполнить первую колонку таблицы ЗХУ:
Знаю Хочу знать Узнал
III. Закрепление нового материала (стадия осмысления).
Преподаватель предлагает студентам прочитать § 25 cтр. 94–96 и по ходу чтения заполнить таблицу «Двойной дневник».
Фразы, которые произвели впечатление Почему выписали
Учащиеся под руководством преподавателя анализируют таблицу, уточняют определения, заполняют третью колонку таблицы «ЗХУ».
IV. Подведение итогов (стадия рефлексии).
Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы ЗХУ и под руководством преподавателя подводят итог занятия, составляют Кластер по теме.
Рисунок 2 — Пример Кластера
Далее преподаватель, применяя приём «Синквейн», просит студентов написать свои впечатления о теме по следующей схеме:
• первая строка – два существительных;
• вторая строка – три прилагательных;
• третья строка – три глагола;
• четвертая строка – фраза или предложение по теме;
• пятая строка – итоговое слово.
Пример:
1. Океан.
2. Соленый, горький.
3. Растворяет, горчит, замерзает.
4. Соленость воды зависит от испарения и поступления пресных вод.
5. Мировой.
1.3 Методическая разработка занятия по теме «Северная Америка» с использованием ТРКМ
Тема « Соединенные Штаты Америки».
Цель: сформировать представление о США, расширить и закрепить полученные ранее знания о США, совершенствовать работу с картами и учебником, используя новую технологию.
Оборудование: учебник «География материков и океанов», атлас, физическая карта США
Ход урока
1.Этап. Организационный момент, постановка целей и задач урока.
2.Этап. Изучение нового материала.
Вступительное слово педагога. Что вы знаете О США ? Что хотите узнать сегодня на уроке?
Студенты заполняют первую и вторую графы в таблице.
Что я знаю о США
1. Находится на материке Северная Америка.
2. Омывается 3 океанами.
3. Столица Вашингтон.
4. Граничит с Канадой и Мексикой.
5. На территории много полезных ископаемых.
6. Протекает самая крупная река Миссисипи.
7. Аляска – бывшая территория России.
8. Президент США Барак Обама.
Чтобы я хотел узнать о США
1.Площадь территории.
2.Численность населения.
3.Промышленность, сельское хозяйство.
4.Крупные города страны.
5.Влияние хозяйственной деятельности населения на природу.
Что я узнал нового на занятии о США.
(этот этап предполагает работу с учебником, причем используя различные формы организации работы (в парах, в малых группах, фронтальную). Читая текст учебника, студенты выбирают главное. Результаты записывают в таблицу.
• Крупнейшее государство мира, площадь территории – 9,4 млн.км.кв.
• Численность населения – 250 млн. человек.
• 50 штатов + федеральный округ Колумбия.
• В природном отношении выделяют три зоны:
Восток – равнинный- выращивают пшеницу, кукурузу, разводят скот.
Запад – горы Кордильеры – добыча полезных ископаемых.
Юг –Тихоокеанское побережье – тропики – выращивают цитрусовые.
• США занимает 1 место в мире по выпуску промышленной продукции.
• Главный фактор развития хозяйства – природные богатства.
• Крупные города – Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Далос, Сиэтл ( работа с атласом).
• Национальный парк — Йеллоустонский известен своими гейзерами.
• Экологическая обстановка в США ухудшается.
3.Этап закрепления.
4.Этап рефлексии. Учащиеся анализируют по таблице полученные знания со своими запросами перед началом изучения темы.
Итог урока. Выставление баллов (при наличии балльной системы).
Остальные части данного отчета по практике: