Приложение 1
Содержание тест-опросника Л.Ф. Тихомирова «Познавательная активность студента»
Инструкция.
Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучению предмета «География мирового хозяйства», проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
• верно (+ +);
• пожалуй, верно (+);
• пожалуй, неверно (–);
• неверно (– –).
Благодарим за участие в опросе.
1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует преподаватель.
5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем преподавателя.
11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время со своими одногруппниками (друзьями).
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
13. По возможности стараюсь списать у одногруппников или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).
Ключ
ДА 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
НЕТ 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель познавательной активности к изучению предмета.
Анализ результатов.
• 0–5 баллов – низкий уровень;
• 6–14 баллов – средний уровень;
• 15–20 баллов – высокий уровень.
Приложение 2
Выполните тестовую работу
1.Сочетание на одном предприятии связанных производств разных отраслей…
2.Производственные связи между предприятиями …?
3.К трудоемкому машиностроению относится:
а) приборостроение;
б) станкостроение;
в) металлургическое.
4. К металлургическим базам тяготеют предприятия …
а) точного машиностроения;
б) тяжелого.
5.Установите соответствие:
1. Набережные Челны а) КамАЗ;
2. Тольятти б) ВАЗ;
3. Москва г) ГАЗ;
4. Ульяновск д) УАЗ.
6.Установите соответствие:
Отрасль машиностроения Фактор размещения
1. Производство сельскохозяйственных комбинатов а) Трудовой;
2. Производство горно-шахтного оборудования б) Сырьевой;
3. Электронное машиностроение в) Научный;
4. Автомобилестроение г) Потребительский.
7. Район, благоприятный для размещения авиационного завода:
1) Норильск
2) Чебоксары
3) Владивосток
4) Якутску
8. Перечислите основные отрасли химической промышленности…
9. Какую продукцию химической промышленности мы используем в повседневной жизни? (назвать не менее 5 видов)
Ответы: 1. Комбинирование; 2 Кооперирование; 3. а, б; 4. б; 5.1 -а, 2-6, 3-е, 4-д; 6.1 -г, 2-6, 3-е, 4-а; 7. 2. 8. Горнодобывающая, основная химия, химия оргсинтеза,9. СМС, лекарства, краски, косметика, ткани, пластмассы и т.д.
Приложение 3
«ВЕРЮ- НЕ ВЕРЮ» (да, нет)
Да Нет
1. ОПК- система производств, научно- производственных, научно- исследовательских и опытно- конструкторских учреждений, разрабатывающих и производящих военную технику, боеприпасы и оружие.
2. Предприятия ОПК отличаются от других комплексов тем, что потребность в его продукции определяется рыночными механизмами.
3. Экспорт военной продукции в другие страны не выгоден.
4. Основные факторы размещения предприятий ОПК: транспортный, научный, сырьевой, военно- стратегический.
5. Главным центрами производства ядерного оружия является Саров и Москва.
6. Ракетно-космическая промышленность отличается низкой наукоемкостью и высокой технической сложностью.
7. Предприятия авиационной промышленности строятся в крупных городах, так как они имеют хорошие возможности для кооперирования и наличием квалифицированных трудовых ресурсов.
8. Главным центром военного судостроения является Санкт-Петербург.
9. Предприятия бронетанковой расположены рядом с металлургическими заводами.
10. Важным фактором размещения предприятий радиоэлектронной промышленности является трудовой
11. Большинство научно- исследовательских и конструкторских организаций оборонного профиля находится в Москве, Московской области и Санкт Петербурге под защитой противоракетной обороны.
Приложение 4
Задания для рабочих групп
1. По параграфу 14 дать общую характеристику ОПК (определение, состав, значение, функции) стр. 76- 77
2. Дать характеристику ОПК (факторы размещения предприятий, отрасли, входящие в ОПК, место России в мировой торговле основными видами обычных вооружений). стр. 77-78
3. Производство ядерного оружия, ракетно-космическая промышленность, авиационная промышленность: что выпускает, функции, основные центры. стр. 78-79
4. Военное судостроение, бронетанковая промышленность: что выпускает, функции, основные центры. стр. 79-80
5. Производство стрелкового и артиллерийского оружия, производство боеприпасов, радиоэлектронная промышленность и производство средств связи. что выпускает, функции, основные центры. стр. 81
Приложение 5
Методическая разработка занятия по теме «Водные ресурсы» с использованием ТРКМ
Цель урока:
Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины. Научить измерять длину реки no географической карте, характеризовать реку no условным топографическим картам, определять левый и правый берега, притоки левые и правые, прито¬ки I, II и т. д. порядка.
Развивать познавательный интерес к теме урока и предмету.
Развитие нравственно – эстетического отношения к природе – показать красоту и неповторимость русской природы, её значение в духовной жизни народа.
Оборудование:
Демонстрационные таблицы «Речная долина». Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «исток», «устье», «главная река», «приток I», «приток II», «речная система», «речная
долина», «пойма», «русло»: Карточки с изображением рек, репро¬дукции картин, на которых изображена peka. Карточки с изображе¬нием различных типов устьев.
Ход урока
Организационный момент (1 мин)
Oпpoc домашнего задания ( 5 мин)
Задания на знание определений, понятий
— Что такое водоносные слои?
— Вставь пропущенные слова.
а) Если подземные воды находятся между двумя водоупор¬ными, то это … воды;
6)Если подземные воды находятся на первом водоупоре, то это ….
— Какие воды называют минеральными?
— Подчеркни волнистой линией водопроницаемые породы,
пря¬мой — водоупорные: глина, песок, гравий, галька, базальт.
Задания на проверку усвоения закономерностей
— Какие породы пропускают воду быстрее? Почему?
— Где будете искать родник во время похода?
— Какие воды чище — грунтовые или межпластовые?
– Почему говорят, что родник «бьет»?
— Есть ли закономерность распространения минеральных вод?
— Почему уровень воды в колодцах в летний период меняется?
— В какой сезон года копают колодцы?
Пока студенты готовятся к ответу у доски, можно проверить зада¬ние №4 в конце § 30, провести анализ домашнего задания.
Изучение нового материала (30 мин)
Темой сегодняшнего занятия будет отгадка следующих загадок.
Течет, течет — нe вытечет;
Бежит, бежит — нe выбежит.
He конь, а бежит,
He лес, а шумит.
Между гор, между дол
Бежит белый конь.
Вы уже поняли, что тема урока … (Река.)
Итак, раскрываем тетради, записываем тему.
Обратите внимание на картину художника А. М. Васнецова «Северный край» («Керженец» Н. М. Романдина, «Большая вода» И.И. Левитана, «Река-царевна Н. М. Ремезова). Мноrо великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. He только художники, но и писатели… Кто нe пом¬нит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…»
— Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.
(Проверить творческие задание, nрослушать 2-3 произведения.) Это могут быть:
О, Волга!.. колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я?
(Некрасов.)
Нева всю ночь рвалася к морю…
И спорить стало ей невмочь:..
…Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.
(А. С. Пушкин.)
Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художни¬ков, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река.
(Дети от¬вечают, дают свои определения.) .
— Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учеб¬нике. .
Если определения совпали, учитель дает отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует ответить: почему не обратили внима¬ние на эту деталь определения?
— Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради ре¬ку, используя в рисунке составные части.
Один ученик работает у доски. На ней изображена река:
Подпишите: приток, исток, устье, русло.
— Дайте определения терминов: исток; приток; устье, русло.
Работа со словарем занятия
Исток — начало реки, место, с которого появляется постоянное
течение воды в русле.
Устьв — место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, мо¬ре, озеро, водохранилище.
Русло — самая низкая часть речной долины, пo которой происхо¬дит сток воды.
Ilpumoк — водоток, впадающий в другой, no отношению к этому другому.
Существуют различные виды устьев.
Эстуарии — воронкообразное устье реки, расширяющееся в сто¬рону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливные течениями, а прилегающая часть моря доста¬точно глубока, так что накопления наносов нe происходит.
Дельта — форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты no форме разных типов, чаще имеют тре¬угольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелко¬водных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов.
— Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Записъ в тетради делается в виде схемы.
Устье
Дельта Эстуарии
Лена, Енисей,
Волга, Темза,
Миссисипи . Cв. Лаврентия
— Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная систе¬ма? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.
— Где берет начало главная река? (В озере:)
— Где берет начало приток? (В горах-ледники.) ,
— Где еще могут брать начало притоки? (Наприuер, в болоте, — роднике.)
— Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота. .
— Сколько всего притоков получилось? (Три.)
— Как их будем различать?
Студенты выдвигают версии до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.
— Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать- no направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева — то ле¬вый.)
Если студенты нe отвечают сами, тогда ищут ответ в учебнике.
— Посмотрите на притоки, берущие начало из болота и родника. Что вы можете сказать о них? (Они левые.)
— У вас нe возникает вопрос? (Как их различить, если они оба левые?)
Один из них первого порядка, а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым — перваго порядка, тот, который впадает в приток первого порядка — второй.) Это и есть речная система.
Сделайте подзаголовок своего ри¬сунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная сис¬тема (или дайте определение сами и сравните с определением в учебнике).
— Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р. Обь. Опишите речную систему пo плану:
1) Главная река.
2) Исток главной реки, устье главной реки.
3) Левые и правые притоки.
4) Притоки I, II, III и т. д. притоков.
Ответ:
1) Обь — главная река.
2) Исток г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь.
Устье — Карское море.
3) Левый приток — Иртыш;
4) Приток I порядка — Иртыш; II порядка — Ишим.
— А теперь попробуем описать речную систему той реки, которая протекает в вашей местности.
Преподаватель вывешивает карточки с изображением рек в системе па-раллелей и меридианов. Предлагает студентам определить реки.
— А теперь наша задача — научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)
— Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С по¬мощью нитки и линейки.)
— Правильно. Нитку накладывают нa изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают нa именованный масштаб.
Измерьте длину рек
1вариант — Оби, 2 вариант- Енисея.
Ha доске вывешены карточки с фрагментами топографических карт, на которых изображены реки. Учащиeся характеризуют реки пo картам.
— А сейчас вернемся к началу урока. Мы начали с творчества поэтов, художников. Какие еще вы приготовили стихотворе¬ния о реках?
(Можно нa этом этапе урока отгадывать ребусы, анаграммы, омонимы.)
Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять.)
Какая сибирская река состоит из личного местоимения и пред¬лога? (Яна.)
Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)
Какую реку можно срезать ножом?
Или: какая река растет нa дереве?(Прут.)
Какой приток Дона, носит название дерева? (Сосна.)
Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)
Я — сибирокая река,
Широка и глубока.
Букву «е» нa «у» смени
Стану спутником земли.
(Лена -Луна.)
Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой.
Но если «я» нa «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей — Енисей.)
В Селенгу с буквой «д» впадаю,
А с «п» вливаюсь я в Оку.
И в Волгу с «с» я попадаю,
Но с «ф» я в Белую теку.
(Уда — Упа — Уса — Уфа.)
— Немного отдохнули и вновь принимаемся за работу.
В контур¬ных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.
Если студенты нe успевают, то можно дать как домашнее задание.
Закрепление ( 5 мин)
Что же мы знаем про реки?
Знаем! Узнаем!
Преподаватель вызывает к доске одного студента, а оставшиеся ему диктуют, что записывать в колонку «Знаем».
— Откроем учебники, прочтите, что мы должны ещё узнать и запишем в колонку «Узнаем».
По мере того, как поднимаются руки желающих ответить, учитель предлагает выходить и записывать.
Что же мы должны узнать? (Читает версии один ученик)
Правильно, мы должны узнать, что такое речная долина, речной бассейн, водораздел, питание реки. Кроме того, мы должны научиться определять положение рек.
Чтобы успеть изучить это все на следующем уроке, вам необходимо будет дома, об этом подготовить сообщение
Итоги урока (1 мин)
Молодцы! Спасибо за работу.
Рефлексия ( 1 мин)
Баллы (1 мин)
Домашнее задание (2 мин)
На «5»
Г.: § 30 (I пункт);
В контур¬ных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.
Знать и уметь показывать на карте.
Подготовить сообщение о речной долине.
Принести цветные карандащи.
На «4»
Г.: § 30 (I пункт);
В контур¬ных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.
Знать и уметь показывать на карте.
Или
Подготовить сообщение о речной долине.
Принести цветные карандащи.
На «3»
Г.: § 30 (I пункт);
В контур¬ных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.
Знать и уметь показывать на карте. Принести цветные карандаши.
Приложение 6
Тестирование изучения уровня познавательной активности учащихся по методике Б.К. Пашнева
Цель: изучение познавательной активности обучающихся
Вопросник
1. Тебе нравится выполнять:
а) легкие учебные задания?
б) трудные?
2. Ты возражаешь, когда кто-либо подсказывает тебе ход выполнения трудного задания?
а) Да.
б) Нет.
3. По-твоему, перемены в школе должны быть длиннее?
а) Да.
б) Нет.
4. Ты когда-нибудь опаздывал на занятия?
а) Да.
б) Нет.
5. Тебе хотелось бы, чтобы после объяснения нового материала преподаватель сразу вызвал тебя к доске для выполнения упражнения?
а) Да.
б) Нет.
6. Тебе больше нравится выполнять учебное задание:
а) одним способом?
б) искать разные способы решения?
7. Тебе обычно хочется учиться после болезни?
а) Да.
б) Нет.
8. Тебе нравятся трудные контрольные работы?
а) Да.
б) Нет.
9. Ты всегда ведешь себя так, чтобы у преподавателей не возникало повода сделать тебе замечание?
а) Да.
б) Нет.
10. Ты предпочитаешь на занятии:
а) самостоятельно выполнять задания?
б) слушать объяснения учителя?
11. Ты предпочел бы заниматься:
а) несколькими небольшими заданиями?
б) одним большим и трудным весь урок?
12. У тебя возникают вопросы к преподавателю по ходу объяснения им учебного материала?
а) Да.
б) Нет.
13. Если бы вообще не ставили отметок, по-твоему, студенты в твоей группе учились бы хуже, чем теперь?
а) Да.
б) Нет.
14. Приходил ли ты когда-нибудь в университет, не подготовившись ко всем занятиям?
а) Да.
б) Нет.
15. Хотел бы ты, чтобы в университете было меньше лекций по основным предметам?
а) Да.
б) Нет.
16. Тебе нравится выполнять трудное задание:
а) вместе со всем классом?
б)одному?
17. Вспоминаешь ли ты дома во время занятия другим делом о том новом, что узнал на лекциях?
а) Да.
б) Нет.
18. Считаешь ли ты, что учебники слишком толстые и их лучше сделать тоньше?
а) Да.
б) Нет.
19. Ты всегда выполняешь то, о чем просит тебя преподаватель?
а) Да.
б) Нет.
20. Заглядываешь ли ты иногда в толковые словари (фразеологический, этимологический или словарь иностранных слов), чтобы уточнить какой-то вопрос?
а) Да.
б) Нет.
21. Ты часто рассказываешь родителям или знакомым о том новом, интересном, что узнаешь на лекциях?
а) Да.
б) Нет.
22. Некоторые студенты считают, что нужно ставить только самые высокие баллы а других отметок не ставить. Ты тоже так считаешь?
а) Да.
б) Нет.
23. Ты часто дополняешь ответы других студентов на занятии?
а) Да.
б) Нет.
24. Если ты начал читать какую-либо книгу, то обязательно дочитаешь ее до конца?
а) Да.
б) Нет.
25. Хотел бы ты, чтобы не задавали домашних заданий?
а) Да.
б) Нет.
26. Кажется ли тебе иногда, что надоедает узнавать все новое и новое на лекциях?
а) Да.
б) Нет.
27. Тебе трудно было бы высидеть подряд несколько лекций по одному и тому же основному предмету (например языку, математике)?
а) Да.
б) Нет.
28. Ты предпочел бы играть:
а) в несложные, развлекательные игры?
б) в сложные игры, где нужно много думать?
29. Ты когда-нибудь пользовался подсказкой?
а) Да.
б) Нет.
30. Если при решении какой-либо задачи ты не сразу находишь ответ, то:
а) постоянно думаешь о ней в поисках ответа?
б) не тратишь много усилий на ее решение и начинаешь заниматься чем-то другим?
31. Ты считаешь, что нужно задавать:
а) простые домашние задания?
б) сложные домашние задания?
32. Тебе надоело бы выполнять одно большое трудное задание два практических занятия подряд?
а) Да.
б) Нет.
33. Хотел бы ты ходить в какой-нибудь учебный кружок?
а) Да.
б) Нет.
34. Ты завидуешь иногда тем ребятам, которые учатся лучше тебя?
а) Да.
б) Нет.
35. Кажется ли тебе, что педагоги иногда ошибаются, объясняя учебный
материал на лекции?
а) Да.
б) Нет.
36. Хотел бы ты вместо учебы заниматься спортом или какими-либо играми?
а) Да.
б) Нет.
37. Кажется ли тебе иногда, что ты мог бы что-то изобрести?
а) Да.
б) Нет.
38. Ты просматриваешь в университетских учебниках материал, который в ВУЗе еще не проходили?
а) Да.
б) Нет.
39. Радуешься ли ты своим успехам в университете?
а) Да.
б) Нет.
40. Ты ищешь ответы на вопросы, возникающие на лекциях, не только в учебниках, но и в других книжках (например научно-популярных)?
а) Да.
б) Нет.
41. Нравится ли тебе во время летних каникул читать или просматривать учебники следующего курса?
а) Да.
б) Нет.
42. Если бы ты сам ставил отметки за свои ответы, оценки у тебя были бы:
а) лучше?
б) хуже?
Ключ
Познавательная активность: 16, 2а, 36, 5а, 66, 7а, 8а, 10а, 116, 12а, 13б, 15б, 16б, 17а, 186, 20а, 21а, 22б, 23а, 25б, 26б, 27б, 28б, З0а, 31б, 32б, 33а, 35а, 366, 37а, 38а, 40а, 41а, 426
Интерпретация результатов:
35 – 42 — высокий уровень 20 – 34 – средний уровень 0 – 19 – низкий уровень
Остальные части данного отчета по практике: