Отчёт по практике под ключ. С печатями. Гарантия! Расчет
Меню Рубрики

Глава 2 для отчета по практике (Учебная). РАНХиГС. Юриспруденция. Курс 2

  1. Главная
  2. /
  3. Виды практики
  4. /
  5. Учебная
  6. /
  7. Глава 2 для отчета...

Процедура юридического консультирования
После установления юридически значимых фактов по интересующей клиента правовой проблеме юрист приступает к даче совета, дает консультацию. Что же представляет собой этот профессиональной навык?
С точки зрения психологии, эту деятельность можно определить, как процесс общения между юристом и «неюристом» по поводу жизненной проблемы, имеющей правовой характер. Однако подобное общение происходит и при интервьюировании.
Дача консультации представляет собой относительно самостоятельный навык профессиональной деятельности, отличный от навыка интервьюирования. Дачу консультации можно определить, как процесс взаимодействия юриста и «неюриста» по поводу проблемы последнего, с целью выявления возможных правовых вариантов ее решения, и их последствий, уяснения путей и способов реализации выбранного варианта решения данной проблемы.
Вся та теоретическая база, которая закладывается в память и сознание юриста в процессе обучения в вузе, на курсах повышения квалификации, и главное, в его практической деятельности, находит реализацию и воплощение в процессе дачи консультации. В процессе этой работы очень четко проявляется органическая связь знаний, умений и качеств юриста.
Помимо хороших знаний права деятельность в виде дачи советов, консультаций предполагает:
‒ умение юриста анализировать фактическую информацию с тем, чтобы выделять в ней юридически значимые обстоятельства;
‒ умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы клиента;
‒ умение анализировать нормы права и судебную практику с тем, чтобы находить альтернативные способы решения правовой проблемы клиента, удовлетворяющие его интерес;
‒ умение четко, ясно и доступно разъяснять клиенту правовую основу его проблемы и возможные способы ее решения;
‒ умение прогнозировать последствия использования различных способов решения проблемы доверителя, в том числе не только правовые, но и иные, как положительные, так и негативные для клиента;
‒ умение, наконец, прогнозировать последствия своих советов, консультаций на случай правильного и неправильного восприятия их доверителем.
Юрист должен уметь вовлекать клиента в диалог, в процессе беседы проверять, правильно ли клиент понимает его объяснения, выяснять, какие из предлагаемых вариантов решения он предпочитает и почему.
При взаимоотношении с клиентом важна психологическая готовность юриста, т.к. ситуации бывают из ряда вон выходящие, включающие, так называемого, трудного клиента. При таких взаимоотношениях важно определить типологию психологического портрета клиента.
Например, некоторые клиенты очень напоминают «доверчивого ребенка». Они не хотят вникать в суть разъяснений юриста, и уж тем более, вместе с ним обсуждать варианты, последствия, возможные действия и шаги. Встречаются доверители-скептики, которые нуждаются в помощи и просят о ней, но при этом безнадежно и уныло не верят в успех, сомневаются в любом из предложений юриста, совершенно не верят в свои собственные силы.
Юрист, как правило, не выбирает себе клиентов, хотя, в известных случаях, он должен отказаться от оказания юридической помощи в силу прямого предписания закона (например, ч. 4 ст. 49 УПК РФ), а в других – закон обязывает, например, адвоката юридическую помощь оказать (например, защита по уголовному делу по назначению). Поэтому важно постараться сделать из трудного клиента, готового к сотрудничеству.
В практике дачи консультации сложились два подхода к выстраиванию взаимоотношений между юристом и доверителем.
Один из них может быть определен как «опора юриста на собственный профессионализм». Суть этого подхода состоит в том, что юрист считает необходимым и предлагает клиенту наиболее выгодный (простой, результативный, дешевый и т.п.) путь решения проблемы, исходя из собственных профессиональных знаний и опыта. Мнение же самого клиента при этом совершенно игнорируется или просто не учитывается.
Например, при обращении гражданина за юридической помощью в связи с увольнением с работы, которое он считает незаконным, юрист, выяснив, что имеются факты, подтверждающие незаконность увольнения очень часто настоятельно советует обратиться в суд с требованием о восстановлении на работе. Однако некоторые люди отказываются следовать этой рекомендации, потому что восстановление на работе не входит в их планы.
Поскольку задачей консультации является не демонстрация юристом своих профессиональных знаний, а правовая помощь клиенту в разрешении его проблемы, более верным представляется иной подход к взаимоотношениям юриста и доверителя.
Суть этого подхода состоит в том, что юрист выстраивает свои отношения с доверителем, опираясь на его интересы. Такой подход получил название «опора на клиента». Опора на клиента требует от юриста выяснения не только сути его правовой проблемы, фактических обстоятельств, породивших эту проблему, но и подлинных желаний, целей, устремлений клиента.
Так, в вышеприведенной ситуации, исходя из принципа опоры на клиента, юрист дал бы консультацию иначе. Прежде всего, он исходил бы из целей клиента. Он бы выяснил, почему восстановление на работе не входит в его интересы. Объяснил бы ему, что восстановление на работе вовсе не означает обязанность продолжать работать на том же месте, но является самым эффективным способом для, например, взыскания невыплаченной заработной платы и выплаты за вынужденный прогул. Таким образом, юрист показал бы клиенту, что он помнит и понимает, в чем состоит его конечный интерес, и учитывает его пожелания.
Технологически дача консультации включает несколько стадий, представление о которых поможет особенно начинающему юристу организовывать и проводить консультацию.
1 стадия – подготовка к консультации. Эта стадия является обязательной, переходной стадией между интервьюированием и собственно дачей совета, консультацией. По времени она может занимать от нескольких минут до нескольких дней, недель, а может быть и месяцев. Она может быть различной по объему работы: от воспроизведения в памяти текста статьи закона, до изучения множества фактов, документов, нормативных актов.
Бесспорно, и обязательно лишь одно – без этой стадии дать консультацию невозможно!
Это время, когда юрист еще раз резюмирует все известные ему по данному делу факты. Он обращается к нормативным актам, определяет процедуры по реализации правовых норм, просчитывает требуемые затраты и усилия. Следует подумать и о том, когда, где, в какой форме (устно или письменно) целесообразно провести предстоящую консультацию, какие вспомогательные материалы предложить.
2 стадия – встреча с доверителем и разъяснение порядка проведения консультации. При интервьюировании клиента, юрист уже получил определенные представления о характере клиента, уровне его образования и культуры, способностях и манере поведения. С учетом всего этого должна строиться встреча клиента, установление с ним необходимого для дачи консультации контакта.
Как правило, эта встреча начинается с того, что юрист повторяет резюме и спрашивает клиента, не произошло каких-либо изменений. При консультировании необходимо определить точное время, которое нужно потратить на консультацию и определить порядок хода консультации. Юрист может предложить доверителю вначале перечислить и пояснить возможные варианты решения его проблемы, а после этого обсудить или каждый из них или только те, которые заинтересуют доверителя.
3 стадия – разъяснение доверителю возможных вариантов решения и анализ возможных последствий каждого из них. Совершенно ясно, что это центральная, наиболее важная стадия дачи консультации. К ней следует предъявлять особые требования:
Разъяснения юриста должны быть ясными и понятными. Будет ли понятным всякому человеку такое объяснение: «Договор пожизненного содержания с иждивением предназначен для ситуаций с наличием фидуциарных отношений и поэтому удачно подходит к вашей ситуации»?
Умение говорить ясно и понятно необходимо для юриста, но зависит оно не только от его собственной грамотности, богатства его лексического запаса, но и от способности «подстроиться» под уровень клиента.
Предметом разъяснения должны быть не только варианты решения проблемы, но и прогноз возможных последствий. Юрист обязан назвать клиенту все возможные варианты решения проблемы и последствия этих решений, а также способы и возможные затраты для реализации обсуждаемых вариантов, роль самого клиента. Например, юрист не обсуждал с доверителем его семейные отношения, т.к. они не имели правового значения в данном деле, а для доверителя важно, как будут относиться к нему его родственники до, во время и после разрешения спорного вопроса.
4 стадия – помощь доверителю в выборе оптимального решения. После того, как клиенту разъяснены возможные пути решения его проблемы и с ним обсуждены возможные последствия этих решений, наступает очень ответственный момент – клиент должен выбрать один из предложенных ему вариантов.
При проведении консультации мнение клиента о предпочтительности какого-либо из возможных решений проблемы может не совпадать с мнением юриста. Юрист может лишь рекомендовать клиенту то решение, которое ему представляется наиболее оптимальным. Но клиент может остановить свой выбор и на другом варианте. Это право клиента и юрист должен его уважать.
Вместе с тем, в подобных ситуациях, будет не лишним еще раз перепроверить, правильно ли клиент понял суть и последствия избранного им варианта.
5 стадия – определение стратегии и тактики реализации принятого решения. Это – завершение консультации. Из всех предложенных вариантов, клиент с помощью юриста выбирает наиболее для него предпочтительный. На этой стадии определяются сроки, возможные и необходимые дополнительные встречи юриста с доверителем. Обговариваются вопросы и предложения по составлению необходимых юридических документов. Завершая консультацию, юристу следует согласовать с клиентом дополнение к соглашению об оказании юридической помощи, дальнейшие действия по исполнению поручения, а также их стоимость.
Дополнение к соглашению оформляется в письменном виде. Кроме того, юрист обязан разъяснить клиенту, какие еще расходы, кроме оплаты труда юриста, он (клиент) должен будет понести: оплатить госпошлину за обращение в суд, заплатить сбор за получение тех или иных документов, оплатить услуги нотариуса и т.п.
Сотрудничество, которого юрист сумел добиться в начале консультации поможет ему успешно и завершить ее. А в последующем будет залогом успеха и в реализации выработанного варианта решения.
В практике возможны и более короткие консультации, когда клиент обращается к юристу за разъяснением закона или с вопросом: «Имею ли я право…?». В подобных случаях юрист может не разворачивать последовательно все этапы консультирования, а ограничиться дачей юридической справки. Но если вопрос клиента требует анализа фактических обстоятельств, изучения каких-либо доказательств, юридических документов, юрист должен провести консультирование в полном объеме, с обязательным установлением фактических обстоятельств дела.
Как уже отмечалась, консультация может быть дана не только в устном, но и письменном виде. Подготовка письменной консультации – юридического заключения – занимает у юриста значительно больше времени. Поэтому, как правило, письменное заключение юрист готовит по особой просьбе клиента. Письменно заключение, как и устная консультация, должно полно отвечать на вопросы доверителя и быть составлено понятным для него языком.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Остальные части данного отчета по практике:

  1. Введение
  2. Глава 1
  3. Глава 2
  4. Глава 3
  5. Дневник
  6. Заключение
  7. Содержание
  8. Список литературы
  9. Титульный лист

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

https://disk.yandex.ru/i/FiUPP0w9NllPgg

К какому разделу относится
Рубрики: Виды практики и Учебная. ВУЗ: РАНХиГС. Специальность: Юриспруденция. Курс: 2 курс.
Заказать практику