1. Разработка айдентики арт-пространства «Салон Подвал»
На данном этапе работы совместно с проектной группой открытого выставочного арт-пространства «Салон Подвал» было принято решение продолжать разработку айдентики, основываясь на четвёртой концепции.
В качестве обязательных носителей были выбраны афиши для различных типов мероприятий (макет с изменяемым текстом и графикой), сувенирная продукция (футболки для персонала, блокноты, стикерпак, значки), рекламная продукция для внедрения в веб-среду («шапка», аватар и живые обои для сообщества в социальной сети «Вконтакте», дизайн объектов для таргетированной рекламы в социальных сетях «Вконтакте» и «Instagram»). Также была установлена необходимость в проектировании своего фирменного шрифта.
Константы айдентики — это неизменные фирменные элементы, по которым можно идентифицировать фирму. Проектирование основных констант визуальной айдентики было начато с логотипа.
Понятие «логотип» можно объяснить как уникальный символ, который олицетворяет полное или сокращенное название компании или предлагаемую ей продукцию. Следовательно, создание и разработка логотипа в ряд задач по проектированию фирменного стиля и способствует идентификации компании на рынке и вызывает интерес со стороны потребителя.
Существует четыре вида логотипов: символические, буквенно-цифровые, текстовые и комбинированные.
1. Символические логотипы это логотипы, которые представляют собой иконки, символы и знаки. Этот вид довольно популярен среди крупных компаний, потому как такие логотипы многозначен и содержателен. Графические символы в сознании человека связываются с конкретной вещью или процессом, из-за чего они хорошо запоминаются.
2. Буквенно-цифровые логотипы знаки в виде написания имени бренда. При создании могут использоваться готовые стандартные шрифты или же уникальные, специально спроектированные шрифты.
3. Текстовые логотипы — этот вид логотипа схож на символический, но только роль символа играет здесь одна или несколько букв из названия компании. Иногда буквы рисуются в виде пиктограммы.
4. Комбинированные логотипы — самый распространенный вид логотипов. Эти знаки проектируются путём комбинирования вышеперечисленных видов логотипов.
Было решено разработать комбинированный логотип, который бы включал в себя символ и название салона. В качестве символа был выбран прямоугольник со стилизованной формой лестницы внутри. В этом символе есть намёк на принадлежность к кафедре дизайна МГУ, но он не очень явный, то есть не акцентирует внимание на себе. Также образ лестницы отсылает к названию салона и его принадлежности к современной андеграунд культуре. Все элементы логотипа расположены с опорой на прямоугольник, построенный с помощью золотого сечения. То есть длины сторон такого прямоугольника находятся в золотой пропорции 1 к 1,168.3’ Для написания названия был спроектирован эксклюзивный шрифт. (Приложение 6).
Выбор шрифта определяется прежде всего содержанием документа, затем предполагаемой аудиторией и только затем техническими ограничениями. Так как шрифт используется в самом логотипе, то его характер играет важную роль. Также он должен сочетаться с другими элементами визуальной системы и подходить по образу арт-пространству. Необходимость создать свой уникальный шрифт может быть вызвана высокой конкуренцией. Таким образом, каждый контакт аудитории с брендом должен быть эффективным. Собственный характерный шрифт поможет выделиться из среды и запечатлеться в голове людей. Жителю города не составит труда обеспечить себе досуг вне дома, так как в городе очень много заведений как и культурного, так и развлекательного характера. Представитель конкретно нашей целевой аудитории может пойти и в киноклуб Галереи «В Главном», и на вечеринку во FLAT, и на бесплатную лекцию в Центр Столичного Дизайна. Одним словом, выбор огромен. Важно обратить на себя внимание потенциального посетителя. И одним из способов является фирменный шрифт, который станет одним из акцентных элементов фирменного стиля.
Вдохновением для работы над этим этапом послужили такие шрифты как Postertoaster, Bipolar Grotesque и Akuto Display (Приложение 7). Эти шифты привлекли своими необычными и непривычными начертаниями символов, которые будто сочетают в себе несочетаемое, что придаёт ему некой дерзости, так как дизайнер будто пренебрегает традиционными правилами построения шрифта. Шрифт для «Подвала» тоже должен содержать в себе эту дерзость, свойственную молодёжной современной культуре, а также ощущение рукотворности, нестадартности и разнообразности. Разработанный шрифт будет акцидентным и использоваться для коротких важных сообщений и различных заголовков. Для более крупных текстовых блоков выбрана гарнитура Helvetica Neue.
Ю. Гордон в своей книге «Книга про буквы от Аа до Яя» советует начинать создание шрифта с набросков от руки, после чего уже приступать к работе в программе. Отрисовывать все символы не обязательно, достаточно зафиксировать «шрифтовую идею», из которой можно «вытянуть» весь шрифт (Приложение 8).
После этапа эскизирования удачные решения символов были перенесены в программу Adobe Illustrator, где в дальнейшем были спроектированы оставшиеся знаки. Некоторые символы послужили опорой для создания других. Например, буква «М» собрана из «Л» и «И», буква «Е» это отраженная «3», а «Ъ» это перевёрнутая и слегка измененная буква «Р». Этот приём использован для единства стиля шрифтового набора. Тем не менее, как уже было обозначено ранее, шрифт должен быть разнообразным и нестандартным, поэтому такие крайне похожие символы как «И» и «Й», «Ш» и «Щ», а также «b», «Ъ» и «Ы» были спроектированы немного по-разному. Также на этапе цифровой доработки были скорректированы пропорции букв: «Ш», «Щ», «М», «Ю» — самые широкие, «Р», «Г», «Е», «К», «3» — самые узкие, «И», «Н», «П», «А» и «Ц» — средние по пропорциям. Далее буквы рассматривались в парах, как слоги и фразы, чтобы уточнить ритм шрифта, так как буквы по одиночке и в тексте могут смотреться абсолютно иначе. Готовые символы и знаки собраны в шрифт под названием PODVAL в программе FontCreator (Приложение 9).
Цвет также играет немаловажную роль в создании айдентики. Он воспринимается людьми не только зрительно, но и психологически и символически. Рассматривая аналогичные учреждения и анализируя их корпоративную палитру, можно заметить, что большой популярностью пользуется черный и белый цвета, а в качестве акцента применяется яркий оттенок. Данное решение было применено и в айдентике «Подвала». Черно-белые формы унифицируют стиль и смогут объединить его, а какие-либо элементы в виде графики, декора или текста можно выделять цветом. В качестве цветовых акцентов выбраны красный, желтый и синие цвета и их оттенки. Они являются основными в двенадцатеричном круге Йоханнеса Иттена, то есть из этих цветов смешиваются другие. Таким образом, рождается метафора на первоначало — ведь «Подвал» это место старта творческой карьеры начинающего художника. Стоит отметить, что данные акцентные цвета не стоит размещать слишком близко к друг другу или же использовать один цвет поверх другого. Такие сочетания могут быть тяжело восприняты зрителем.
Остальные части данного отчета по практике: