Отчёт по практике под ключ. С печатями. Гарантия! Расчет
Меню Рубрики

Глава 1 для отчета по практике (Производственная). ТГУ. Информационные технологии. Курс 3

1. Теоретические основы использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении
1.1 Государственное управление в условиях использования информационных технологий

В настоящее время в деятельности государственных органов власти активно используются информационные технологии, с одной стороны, а с другой стороны, идут процессы модернизации государственного управления под влиянием внедрения информационных технологий в общественную жизнь. В органах государственного управления создаются специальные структуры в сфере разработки, внедрения и сопровождения государственных информационных систем и сетей. В то же время под влиянием активного использования информационных технологий в жизни общества и отдельных людей меняется общественное и правовое сознания конкретных личностей. Данные тенденции требуют корректировки правового регулирования на уровне государства, в частности, трансформации административно-правового регулирования в условиях использования информационных технологий.
В.М. Манохин отмечает, что предмет административного права не может быть «вечным», неизменным, а также, что теория и практика требуют дальнейшего изучения и совершенствования предмета административного права. При этом он указывает, что формирование государственного управления как специфического вида государственной деятельности обусловило необходимость регулирования этой деятельности административным правом.
Также В.М. Манохин выделяет в предмете административного права область государственно-административного регулирования, к которой относит меры по стимулированию и концепции по различным видам деятельности, использование средств массовой информации. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что формы государственно-административного регулирования расширяются, что обусловливает регулирование использования информационных технологий в государственно-административном порядке.
Кроме того, государственное управление само по себе приобретает специфику под воздействием использования информационных технологий.
Подчеркивая особое значение информационной деятельности в государственном управлении, Е.С. Устинович предлагает не ограничиваться простым сложением информационно-емких направлений деятельности государственных органов, а рассматривать использование информационных технологий в деятельности государственных органов системно. Системный подход при исследовании указанных процессов обеспечит наиболее значимые эффекты в социальном развитии.
Государственное управление в условиях использования информационных технологий определяет следующие тенденции своего развития: правовые и организационно-управленческие механизмы создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей различных субъектов права и управления; раскрытие инновационного потенциала информатизации государственного управления.
В то же время информационные технологии взаимодействуют, преобразуют и организуют движение такого объекта, как информационный ресурс, который в этом случае выступает в качестве одного из объектов государственного управления. Информационные технологии являются составной частью информационной среды, а их использование — средством обеспечения взаимодействия органов власти, организаций и граждан. Отсюда следует, что информационная среда может быть объектом управленческого воздействия со стороны органов государственного управления. Основные структурные элементы информационной среды — это информационный ресурс, информационные технологии и информационные системы, направленные на обеспечение информационных потребностей общества и государства. Государственные и муниципальные органы, средства массовой информации, общественные и политические объединении могут быть отнесены к субъектам государственного управления в условиях использования информационных технологий.
Таким образом, информационная среда страны одновременно выступает и сферой реализации государственной информационной политики, и объектом управляющего воздействия. Сложная структура этого явления предполагает возможность оказания управляющего воздействия на отдельные объекты, которые в свою очередь выступают структурными элементами информационной среды.
В то же время именно использование информационных технологий представляет собой связующее звено, объединяющее всю совокупность объектов государственного управления в информационной сфере, т.к. использование информационных технологий в деятельности государственных и муниципальных органов обеспечивает не только информационное взаимодействие органов власти, но и повышает уровень качества осуществления государственных услуг в сфере социальных отношений.
Как указывает В. М. Манохин, предметом административно-правовых отношений могут быть материально-технические действия, например, действия по использованию информационных технологий в деятельности государственных органов. Определив предмет административного права как социальные отношения по государственному управлению, государственному регулированию и по государственным услугам, В.М. Манохин предоставляет возможность обозначить информационные технологии как фактор, нуждающийся в государственной регламентации, причем регламентации административного типа. Кроме того, именно административное законодательство обеспечивает функционирование всего механизма государственно-правового регулирования общественных отношений [6, c. 90]. От уровня административного обеспечения использования информационных технологий в государственной деятельности зависит социальная эффективность нормативных актов. Следовательно, эффективность административного обеспечения использования информационных технологий в государственной деятельности в значительной мере зависит от эффективности взаимодействия всех субъектов государственной деятельности. В свою очередь взаимодействие во многом обеспечивается информационными технологиями, причем не только между государственными органами Российской Федерации и субъектов Федерации, но и с гражданами, средствами массовой информации и другими институтами гражданского общества.
Отсюда можно сделать вывод о том, что государственное управление в условиях использования информационных технологий приобретает черты, характерные для современного информационного общества: обеспечивает государственно-административное регулирование государственных услуг не только информационной направленности, но и других государственных социальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.д., позволяет осуществлять внутриорганизационное управление в государственных органах власти на более эффективной основе: повысить скорость доведения решений до исполнителей, проконтролировать ход и результат исполнения решений, принять необходимые меры.
Поэтому использование информационных технологий в государственном управлении является предметом административно-правовых отношений, а сами информационные технологии как часть информационной среды, наряду с информационным ресурсом, представляют собой один из объектов государственного управления и активно воздействуют на внедрение в государственное управление элементов тесного взаимодействия.

1.2 Развитие технологий государственного управления

Идея о внедрении в государственное управление новых технологий, в том числе бизнес-технологий, не нова. Еще в 1887 г. эти идеи были высказаны в работе «Наука государственного управления» и на основе изучения конституционного развития и управления в европейских государствах и США оформлены в теорию административной эффективности, сущность которой состоит в том, чтобы использовать в системе государственного управления наиболее эффективные методы организации и регулирования, заимствованные из системы управления корпораций. Для эффективной работы правительства, по мнению автора «Науки государственного управления», необходимо определить основные направления деятельности правительства, исполнительной власти, определить, как следует выполнить их с наиболее высокой производительностью, но минимально возможными затратами для достижения целей государственного управления. При этом реорганизации системы управления должна предшествовать реформа государственной службы. Кроме того, важно, чтобы государственное управление прислушивалось к общественному мнению. Очевидно, что из этого следует открытость работы правительства и органов исполнительной власти. Также была высказана идея создания общественных советов, которым бы была подотчетна деятельность государственных служащих.
Как видно из указанного, многие положения, высказанные почти два столетия назад, являются актуальными и в настоящее время. При этом они, обогащенные новыми научными знаниями, находят самое широкое применение в государственном управлении многих государств. Теоретические работы, посвященные проблеме организации государственной власти, государственному управлению, получили новое развитие в трудах отечественных ученых после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепившей принцип разделения властей в качестве организационно-правового принципа государственной власти и установившей на его основе систему высших органов государственной власти с распределением полномочий между ними. Стремление реализовать закрепленную Конституцией РФ программную цель — создание демократического, правового, социального государства на основе эффективной рыночной экономики — обусловило проведение преобразований в различных сферах, в том числе и в области государственного управления. Следует отметить, что реформирование государственного управления началось в России еще в 1997 г., но отсутствие концептуального оформления административной реформы привело к низкой эффективности преобразований [8, c. 56].
Управленческие технологии представляют собой совокупность управленческих действий и их последовательность, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в результат на «выходе». Сущность управленческих технологий состоит в системном соединении научного знания, управленческих потребностей и интересов общества, целей и функций государственного управления, возможностей и элементов управленческой деятельности. Отмечая необходимость внедрения управленческих технологий в государственное управление, многие исследователи обращают внимание на то, что в качестве управленческой технологии стоит рассматривать рациональную и эффективную управленческую деятельность. При этом подчеркивают, что нужны инновационные управленческие технологии, сочетающие в себе современные научные знания в различных сферах, эмпирические исследования, творческий потенциал людей и образующие систему, использование элементов которой приводит к высоким результатам [9, с. 257].
Таким образом, новые технологии государственного управления представляют собой совокупность логически последовательных и рациональных действий, основанных на современных научных знаниях с использованием творческого потенциала людей, реализация которых приводит к достижению высоких результатов в различных областях государственного управления и в конечном итоге — к реализации поставленных перед государством программных целей, закрепленных основным законом государства. Для достижения поставленных целей необходимо формирование новой модели государственного управления [8, с. 31-32], основанной на внедрении новых технологий, которые были законодательно установлены на протяжении проводимой с 2000 г. и по настоящее время административной реформы в России. Необходимо подчеркнуть, что проведение административной реформы в России основывается на научных достижениях в этой области, существующих современных теоретических концепциях государственного управления, которые были успешно реализованы в различных зарубежных государствах.
К ним относятся:
— концепция нового государственного менеджмента (the New Public Management — NPM), составляющими которой являются такие направления, как: ориентация на использование бизнес-технологий при организации работы государственных учреждений: сетевого управления, реинжиниринга и др.;
— использование экономических методов регулирования, например в форме подрядов или контрактов, заключаемых госсектором с частными фирмами;
— бюджетирование по результатам — приоритетное финансирование не столько содержания ведомств, сколько реализуемых ими программ в зависимости от степени их эффективности, а также ориентация в оценке эффективности деятельности госучреждений на необходимые результаты и социальный эффект от их деятельности, а не на затраты ресурсов для их достижения; кадровые технологии и др.;
— концепция электронного государства (деятельность государственных институтов по качественному обслуживанию граждан с использованием современной электронной системы предоставления государственных и муниципальных услуг на официальных веб-сайтах);
— концепция «активизирующего государства» (децентрализация государственных организаций, активное внедрение сетевых элементов в управление) [4, с. 286- 292];
— концепция «опережающего состояния» государства (предполагает научный подход к государственному управлению, наличие творческой свободы, альтернативности при выборе управленческих решений, публичности и открытости в деятельности органов государственной власти; социальной эффективности и др.) [2, с. 13] и др.
Некоторые отечественные ученые при рассмотрении аспектов современного государственного управления отмечают, что все составляющие перечисленных концепций относятся к концепции NPM [3, с. 86], в которой тесно переплетаются элементы юридических, управленческих и экономических дисциплин. Следует обратить внимание на то, как положения современных теоретических концепций государственного управления нашли подтверждение при разработке и внедрении технологий государственного управления при проведении административной реформы в РФ.
И особенно необходимо обратить внимание на то, что концептуальное оформление административной реформы явилось правовой основой для создания нормативной правовой базы по каждой из управленческих технологий на федеральном и региональном уровнях, так как именно отсутствие необходимой нормативной правовой базы стало одной из основных причин невозможности осуществления реформы государственного управления до 2000 г. С точки зрения воплощения концепции нового государственного менеджмента (NPM) к новым технологиям, активно реализуемым в России.
В России по данному направлению принята ФЦП «Электронная Россия», разработана и утверждена долгосрочная целевая государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)»
Мероприятия, направленные на продолжение формирования электронного правительства в 2011-2020 гг. в России, призваны обеспечить как сохранность государственных инвестиций, так и долгосрочную экономическую эффективность от внедрения полученных от реализации программ результатов, а создание МФЦ и реализация принципа «одного окна» облегчают взаимодействие граждан, представителей бизнес-сообщества и государства как на федеральном, так и на региональном уровнях; также предполагается принятие и использование универсальной электронной карты пользователя. В настоящее время МФЦ созданы в 62 субъектах РФ.
В настоящее время введение такого института ОРВ законодательно предусмотрено для субъектов РФ до конца 2015 г. путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, а для органов местного самоуправления — до конца 2016 г.
Необходимо отметить, что все перечисленные управленческие технологии тесно взаимосвязаны между собой.
Федеральным законом «О противодействии коррупции» предусмотрены проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, внедрение системы мониторинга реализации антикоррупционных программ, которая позволит определять приоритетные направления антикоррупционных мероприятий, оценивать их эффективность и своевременно корректировать антикоррупционные программы. Из этого следует, что только внедрение в государственное управление всех вышеперечисленных управленческих технологий будет способствовать противодействию коррупции.
Кроме того, по каждой из перечисленных управленческих технологий создан на федеральном уровне специальный интернет-сайт, на котором представлена вся необходимая информация о технологии: понятие, необходимость реализации, нормативная правовая база, последовательность реализации, мониторинг, результаты реализации и др.
Другими словами, происходит внедрение информационных технологий в государственное управление, для того чтобы выполнялись необходимые управленческие технологии для достижения целей и задач государственного управления. Но все-таки основная работа по совершенствованию государственной системы управления в нашей стране еще впереди, и реализация новых управленческих технологий требует дальнейшего исследования.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1.3 Практика применения информационных технологий в государственном и региональном управлении

О процессах информатизации в обществе на протяжении последних десятилетий было сказано достаточно много. И на каждом временном этапе вопрос информатизации рассматривался в определенном контексте: с вопросов о формировании компьютерной грамотности индивидов до становления виртуального социума. Чем информационно грамотнее становился человек, тем более значимой становилась для него потребность в информационном продукте, так как деятельность людей все больше и больше стала зависеть от их информированности, от их способности действенно применять информацию. Для свободной ориентации в информационном пространстве современный специалист любого профиля должен уметь извлекать, перерабатывать информацию с помощью вычислительной техники, телекоммуникационных систем и других средств. В связи с этим, информатизация определилась как стратегический курс общества, как ресурс, который определяет уровень развития государства. Как результат — масштабное использование информационных технологий в экономике, промышленности, политике и сфере услуг, культуре. Следовательно, информатизация обеспечивает переход общества от индустриального типа развития к информационному. Этот процесс затронул и сферу государственного, регионального и муниципального управления. Под информатизацией государственного, регионального и муниципального управления понимается процесс создания информационно-технологической среды для удовлетворения информационных потребностей органов власти различных уровней, взаимодействующих с ними организаций и граждан на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Начало информатизации в органах управления можно отнести к 1970 году. Предпосылками создания информационных систем на всех уровнях управления хозяйственным комплексом явились развитие в вычислительной техники за рубежом и производство в СССР ЭВМ III поколения. В стране начинается процесс формирования Общегосударственной автоматизированной системы обработки управленческой информации. Практически все государственные структуры создавали ведомственные вычислительные центры и системы автоматизации решения функциональных задач в регионах. В период перехода страны к рыночной экономике органы государственного управления внесли изменения не только в организационно-правовые отношения, но и разработали новые подходы к решению вопросов информационной и информационно-аналитической поддержки принимаемых решений. Были приняты федеральные законы и ряд других основополагающих документов, которые активизировали процессы создания и внедрения информационных систем и технологий в сфере государственно-административного управления. Информатизация органов государственного управления стала рассматриваться руководством и должностными лицами органов власти как неотъемлемое технологическое средство, обеспечивающее своевременную обработку запросов и способствующее выработке и принятию обоснованных решений.
Несмотря на активное развитие информационных технологий в России население до сих пор не имеет возможности в достаточном объеме получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме. Длительное время потребители получали только информацию об услугах и образцы бланков. Запросы по Интернету о предоставлении справок, выписок из архивных и прочих документов, электронная очередь в детские сады, электронные медицинские карты все это начало воплощаться в жизнь только 2-3 года назад. Это возможно объяснить тем, что процесс формирования системы электронных услуг осложнялся рядом трудностей. Во-первых, это существенные различия между органами государственной власти по качеству и количеству использования информационно коммуникационных технологий. Во-вторых, инфраструктура общего доступа населения к сайтам органов государственной власти, а так же средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения были развиты недостаточно. Получение государственных услуг потребителями в большинстве своем требуют личного их обращения в органы государственной власти, что приводит к затратам времени и прочим неудобствам. В-третьих, была не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой и потребителями услуг.
В целях решения указанных проблем в 2010 году была принята новая редакция Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010годы)», где были систематизированы стоящие перед РФ цели, задачи и мероприятия по повышению качества и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг с помощью информационных и телекоммуникационных технологий [9]. Основным посылом было сокращение разрыва России и развитых стран в области информационных технологий. В задачи программы входило создание мощной телекоммуникационной структуры и построение экономической среды, ориентированной на потребление и экспорт телекоммуникационных услуг, а также подготовка почвы для внедрения технологий электронного правительства [8]. По факту, основным результатом стало создание благоприятной информационной инфраструктуры для последующего внедрения долгосрочных целевых программ, ведущих к внедрению электронного государства.
На сегодняшний момент уже реализуется ряд программ, одна из которых «Информационное общество (2011-2020 годы)». Одним из крупнейших проектов, реализованных в рамках программы, является сайт по оказанию государственных услуг [10]. Портал служит официальным источником информации о порядке предоставления государственных услуг, а также содержит образцы документов. Информация на портале размещается федеральными и региональными органами власти РФ. Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом РФ. В карточке услуги содержится ее описание, информация о ее стоимости, сроках исполнения, также можно изучить бланки заявлений и форм, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для ее получения. Если по каким-либо причинам в предоставлении услуги было отказано или сроки ее исполнения были недопустимо затянуты, то сведения об определенных законодательно условиях отказа в услуге и о возможностях обжаловать это решение можно найти в соответствующих рубриках.

Остальные части данного отчета по практике:

  1. Введение
  2. Глава 1
  3. Глава 2
  4. Заключение
  5. Приложения
  6. Содержание
  7. Список литературы
  8. Титульный лист

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

https://disk.yandex.ru/i/E5EcTdIqV3N48w

К какому разделу относится
Рубрики: Виды практики и Производственная. ВУЗ: ТГУ. Курс: 3 курс.
Заказать практику