Задание № 3.
Тема «Изучение уровня психического развития детей 3-го года жизни»
В процессе практики, мной был изучен процесс проведения диагностики детей раннего возраста, предложенный Е.О. Смирновой (Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3лет: Методическое пособие для практических психологов).
Отобраны соответствующие диагностические методики Е.О. Смирновой для детей определенного возраста. Используя диагностические методики Е.О Смирновой был изучен уровень развития общения и речи, уровень развития предметной деятельности, уровень развития процессуальной игры.
Мною были выбраны два ребенка:
Иванов Денис Андреевич, возраст 3 года.
Пироженко Павел Викторович, возраст 3 года.
Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка со взрослым остается прежней – ситуативно-деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве со взрослым. Поэтому диагностическая ситуация, в которой выявляется уровень развития общения ребенка третьего года жизни, во многом совпадает с той, что была описана выше. В то же время на этом этапе возрастного развития в общении ребенка со взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с появлением речи.
Таким образом, диагностика психического развития ребенка в возрасте от 2 до 3 лет направлена на выявление:
1) развития общения и речи;
2) предметной деятельности;
3) игровой деятельности.
Диагностика развития общения и речи:
При диагностике развития речи выделяются три главных параметра:
1) степень развития активной речи – любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребенка;
2) степень развития пассивной речи – понимание значения слов, предложений, различных частей речи (предлогов, наречий, союзов);
3) способность выполнять речевые инструкции взрослого, которая свидетельствует о том, что речь становится средством не только общения, но и регуляции поведения, что является первым шагом к становлению саморегуляции.
Диагностика развития общения и речи:
Фамилия, имя ребенка: Иванов Денис Андреевич. Возраст: 3 года. Дата обследования: 22 апреля 2019г.
Таблица 3 — Протокол регистрации показателей общения и речи на третьем году жизни ребенка Иванова Дениса Андреевича
Параметры и показатели общения и речи Диагностические ситуации
«Пассивный взрослый» «Совместная игра со взрослым» «Совместное разглядывание картинок»
Инициативность 3 3 3
Чувствительность к воздействиям взрослого Не фиксируется 2
3
Средства общения:
Экспрессивно-мимические средства
Предметно-действенные
1
1
1
1
1
1
Речь:
Активная речь
Понимание речи
Выполнение речевых инструкций
2
Не фиксируется
Не фиксируется
2
2
2
2
2
2
Заключение об уровне развития общения и речи у ребенка на третьем году жизни Иванова Дениса Андреевича:
Инициативность ребенка в общении: высокая.
Чувствительность к воздействиям взрослого: средняя.
Репертуар коммуникативных действий: разнообразный.
Уровень развития активной речи: высокий.
Уровень понимания речи: средний.
Уровень выполнения речевых инструкций средний.
Заключение: Ребенок с хорошо развитой речью активно использует вербальные средства в общении со взрослым (спрашивает, комментирует, предлагает), хорошо понимает обращенную к нему речь и выполняет простые инструкции взрослого.
Диагностика развития предметной деятельности:
Фамилия, имя ребенка: Иванов Денис Андреевич. Возраст: 3 года. Дата обследования: 22 апреля 2019г.
Таблица 4 — Протокол регистрации параметров предметной деятельности 2,5 до 3 лет ребенка Иванова Дениса Андреевича
Параметры ПД Показатели параметров Ситуации
Знакомые предметы Незнакомый предмет Действия по образцу
Индивид.
дея-ть Совм.
дея-ть Проба 1 Проба 2
Виды действий Ориентировочные и манипулятивные действия 2 2 2 2 2
Культурно-фиксированные действия 1
1
Н/ф 1
2
Познавательная активность Эмоциональная вовлеченность в деятельность 2 2 2 2 2
Настойчивость Н/ф Н/ф 2 2 2
Стремление к самостоятельности Н/ф Н/ф 2 2 2
Включенность в общение со взрослым Стремление воспроизводить образец действия Н/ф 3 3 3 Н/ф
Ориентация на оценку взрослого 2
2
2
2
2
Речевое сопровождение деятельности 2 2 2 2 2
Целенаправленность Н/ф Н/ф 2 2 2
Заключение об уровне предметной деятельности ребенка на третьем году жизни Иванова Дениса Андреевича:
Виды действий с предметами:
Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные: используются часто.
Культурно-фиксированные: используются часто.
Познавательная активность:
Эмоциональная вовлеченность: высокая.
Настойчивость в деятельности: ярко выраженная.
Стремление к самостоятельности в деятельности: выраженное.
Включенность ПД в общение со взрослым:
Стремление воспроизводить образец действия: сильное.
Ориентация на оценку взрослого: ярко выраженная.
Речевое сопровождение деятельности: выраженное.
Целенаправленность у детей старше 2,5 лет: ярко выраженная.
Заключение: Ребенок имеет высокий уровень ПД. Ребенок активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним, совершает много различных культурно-фиксированных действий, ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции.
Диагностика развития процессуальной игры:
Фамилия, имя ребенка: Иванов Денис Андреевич. Возраст: 3 года. Дата обследования: 24 апреля 2019г.
Таблица 5 — Протокол регистрации параметров процессуальной игры на третьем году жизни ребенка Иванова Дениса Андреевича
Параметры игры Показатели параметров Ситуации
«Индивидуальная игра» «Совместная игра»
Потребность в игре Инициативность 3 3
Длительность игры 2 2
Эмоциональные состояния в ходе игры 2 2
Характер игровых действий Вариативность игровых действий 2 2
Речевая активность в ходе игры 1
1
Воображение Использование предметов-заместителей 1 1
Принятие игровой инициативы взрослого Принятие игровой инициативы взрослого Не фиксируется 2
Заключение об уровне развития процессуальной игры ребенка на третьем году жизни Иванова Дениса Андреевича:
Потребность в игре с сюжетными игрушками:
Инициативность: высокая.
Длительность игры: средняя.
Характер игровых действий:
Вариативность: средняя.
Речевая активность: слабая.
Воображение:
Использование предметов-заместителей: редкое.
Принятие игровой инициативы взрослого: среднее.
Заключение: У ребенка хорошо выражена потребность в игре. В целом он проявляет интерес к ней, может достаточно долго играть с сюжетными игрушками, но при этом отвлекается на манипуляции, которые занимают приблизительно такое же время, как и игра. Игровая инициатива, как правило, ниже в ситуации индивидуальной игры и повышается в ходе совместной игры. Состав игровых действий более однообразный, высказывания редки и немногословны. Использование в игре разных вариантов действий, включение в нее предметов-заместителей свидетельствуют о хорошем уровне воображения. Вместе с тем использование предметов-заместителей встречается в этой группе редко, они не отличаются разнообразием и оригинальностью. Ребенок предпочитает играть с реалистическими игрушками.
Рекомендации: Для того чтобы игра не иссякала, ребенку необходима стимуляция взрослого.
Заключение об уровне психического развития ребенка Иванова Дениса Андреевича в возрасте от 2 до 3 лет:
Возраст: 3 года.
Дата обследования: 25 апреля 2019г.
Развитие общения и речи:
Инициативность ребенка в общении: высокая.
Чувствительность к воздействиям взрослого: средняя.
Репертуар коммуникативных действий: разнообразный.
Уровень развития активной речи: высокий.
Уровень понимания речи: средний.
Уровень выполнения речевых инструкций средний.
Развитие предметной деятельности:
Виды действий с предметами:
Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные: используются часто.
Культурно-фиксированные: используются часто.
Познавательная активность:
Эмоциональная вовлеченность: высокая.
Настойчивость в деятельности: ярко выраженная.
Стремление к самостоятельности в деятельности: выраженное.
Включенность ПД в общение со взрослым:
Стремление воспроизводить образец действия: сильное.
Ориентация на оценку взрослого: ярко выраженная.
Речевое сопровождение деятельности: выраженное.
Целенаправленность у детей старше 2,5 лет: ярко выраженная.
Развитие процессуальной игры:
Потребность в игре с сюжетными игрушками:
Инициативность: высокая.
Длительность игры: средняя.
Характер игровых действий:
Вариативность: средняя.
Речевая активность: слабая.
Воображение:
Использование предметов-заместителей: редкое.
Принятие игровой инициативы взрослого: среднее.
Заключение: Ребенок с хорошо развитой речью активно использует вербальные средства в общении со взрослым (спрашивает, комментирует, предлагает), хорошо понимает обращенную к нему речь и выполняет простые инструкции взрослого. Ребенок имеет высокий уровень ПД. Ребенок активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним, совершает много различных культурно-фиксированных действий, ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции.
У ребенка хорошо выражена потребность в игре. В целом он проявляет интерес к ней, может достаточно долго играть с сюжетными игрушками, но при этом отвлекается на манипуляции, которые занимают приблизительно такое же время, как и игра. Игровая инициатива, как правило, ниже в ситуации индивидуальной игры и повышается в ходе совместной игры. Состав игровых действий более однообразный, высказывания редки и немногословны. Использование в игре разных вариантов действий, включение в нее предметов-заместителей свидетельствуют о хорошем уровне воображения. Вместе с тем использование предметов-заместителей встречается в этой группе редко, они не отличаются разнообразием и оригинальностью. Ребенок предпочитает играть с реалистическими игрушками.
Рекомендации: Для того чтобы игра не иссякала, ребенку необходима стимуляция взрослого.
Фамилия, имя ребенка: Пироженко Павел Викторович. Возраст: 3 года. Дата обследования: 23 апреля 2019г.
Таблица 6 — Протокол регистрации показателей общения и речи на третьем году жизни ребенка Пироженко Павла Викторовича
Параметры и показатели общения и речи Диагностические ситуации
«Пассивный взрослый» «Совместная игра со взрослым» «Совместное разглядывание картинок»
Инициативность 3 3 3
Чувствительность к воздействиям взрослого Не фиксируется 2
3
Средства общения:
Экспрессивно-мимические средства
Предметно-действенные
1
1
1
1
1
1
Речь:
Активная речь
Понимание речи
Выполнение речевых инструкций
1
Не фиксируется
Не фиксируется
1
2
2
1
2
2
Заключение об уровне развития общения и речи у ребенка на третьем году жизни Пироженко Павла Викторовича:
Инициативность ребенка в общении: высокая.
Чувствительность к воздействиям взрослого: средняя.
Репертуар коммуникативных действий: разнообразный.
Уровень развития активной речи: средний.
Уровень понимания речи: средний.
Уровень выполнения речевых инструкций средний.
Заключение: Такой ребенок может прекрасно понимать обращенную к нему речь взрослого, но редко способен использовать слова в общении или пользоваться «автономными», детскими словами типа «ав-ав», «ам-ам», «тррр» и т.п.
Преобладание таких слов к концу третьего года может свидетельствовать о задержке речевого развития.
Ребенок выполняет простые инструкции взрослого (например, «дай куклу и мишку»), но делает это не всегда, в зависимости от расположения и привлекательности предметов.
Фамилия, имя ребенка: Пироженко Павел Викторович. Возраст: 3 года. Дата обследования: 23 апреля 2019г.
Таблица 7 — Протокол регистрации параметров предметной деятельности 2,5 до 3 лет ребенка Пироженко Павла Викторовича
Параметры ПД Показатели параметров Ситуации
Знакомые предметы Незнакомый предмет Действия по образцу
Индивид.
дея-ть Совм.
дея-ть Проба 1 Проба 2
Виды действий Ориентировочные и манипулятивные действия 2 2 2 2 2
Культурно-фиксированные действия 1
1
Н/ф 1
2
Познавательная активность Эмоциональная вовлеченность в деятельность 2 2 2 2 2
Настойчивость Н/ф Н/ф 2 2 2
Стремление к самостоятельности Н/ф Н/ф 2 2 2
Включенность в общение со взрослым Стремление воспроизводить образец действия Н/ф 2 2 2 Н/ф
Ориентация на оценку взрослого 1
1
1
1
1
Речевое сопровождение деятельности 2 2 2 2 2
Целенаправленность Н/ф Н/ф 2 2 2
Заключение об уровне предметной деятельности ребенка на третьем году жизни Пироженко Павла Викторовича:
Виды действий с предметами:
Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные: используются часто.
Культурно-фиксированные: используются часто.
Познавательная активность:
Эмоциональная вовлеченность: высокая.
Настойчивость в деятельности: ярко выраженная.
Стремление к самостоятельности в деятельности: выраженное.
Включенность ПД в общение со взрослым:
Стремление воспроизводить образец действия: среднее.
Ориентация на оценку взрослого: средневыраженная.
Речевое сопровождение деятельности: выраженное.
Целенаправленность у детей старше 2,5 лет: ярко выраженная.
Заключение: Ребенок имеет высокий уровень ПД. Некоторые показатели следует отнести к высокому уровню, учитывая возраст детей. К ним причисляют “Речевое сопровождение деятельности” и “Стремление к самостоятельности”.
Ребенок активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним, совершает много различных культурно-фиксированных действий, ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции.
Фамилия, имя ребенка: Пироженко Павел Викторович. Возраст: 3 года. Дата обследования: 25 апреля 2019г.
Таблица 8 — Протокол регистрации параметров процессуальной игры на третьем году жизни ребенка Пироженко Павла Викторовича
Параметры игры Показатели параметров Ситуации
«Индивидуальная игра» «Совместная игра»
Потребность в игре Инициативность 3 3
Длительность игры 2 2
Эмоциональные состояния в ходе игры 2 2
Характер игровых действий Вариативность игровых действий 2 2
Речевая активность в ходе игры 1
1
Воображение Использование предметов-заместителей 1 1
Принятие игровой инициативы взрослого Принятие игровой инициативы взрослого Не фиксируется 2
Заключение об уровне развития процессуальной игры ребенка на третьем году жизни Пироженко Павла Викторовича:
Потребность в игре с сюжетными игрушками:
Инициативность: высокая.
Длительность игры: средняя.
Характер игровых действий:
Вариативность: средняя.
Речевая активность: слабая.
Воображение:
Использование предметов-заместителей: редкое.
Принятие игровой инициативы взрослого: среднее.
Заключение: У ребенка хорошо выражена потребность в игре. В целом он проявляет интерес к ней, может достаточно долго играть с сюжетными игрушками, но при этом отвлекается на манипуляции, которые занимают приблизительно такое же время, как и игра. Игровая инициатива, как правило, ниже в ситуации индивидуальной игры и повышается в ходе совместной игры. Состав игровых действий более однообразный, высказывания редки и немногословны. Ребенок предпочитает играть с реалистическими игрушками.
Заключение об уровне психического развития ребенка Пироженко Павла Викторовича в возрасте от 2 до 3 лет:
Возраст: 3 года.
Дата обследования: 25 апреля 2019г.
Инициативность ребенка в общении: высокая.
Чувствительность к воздействиям взрослого: средняя.
Репертуар коммуникативных действий: разнообразный.
Уровень развития активной речи: средний.
Уровень понимания речи: средний.
Уровень выполнения речевых инструкций средний.
Виды действий с предметами:
Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные: используются часто.
Культурно-фиксированные: используются часто.
Познавательная активность:
Эмоциональная вовлеченность: высокая.
Настойчивость в деятельности: ярко выраженная.
Стремление к самостоятельности в деятельности: выраженное.
Включенность ПД в общение со взрослым:
Стремление воспроизводить образец действия: среднее.
Ориентация на оценку взрослого: средневыраженная.
Речевое сопровождение деятельности: выраженное.
Целенаправленность у детей старше 2,5 лет: ярко выраженная.
Потребность в игре с сюжетными игрушками:
Инициативность: высокая.
Длительность игры: средняя.
Характер игровых действий:
Вариативность: средняя.
Речевая активность: слабая.
Воображение:
Использование предметов-заместителей: редкое.
Принятие игровой инициативы взрослого: среднее.
Заключение: Такой ребенок может прекрасно понимать обращенную к нему речь взрослого, но редко способен использовать слова в общении или пользоваться «автономными», детскими словами типа «ав-ав», «ам-ам», «тррр» и т.п. Преобладание таких слов к концу третьего года может свидетельствовать о задержке речевого развития. Ребенок выполняет простые инструкции взрослого (например, «дай куклу и мишку»), но делает это не всегда, в зависимости от расположения и привлекательности предметов.
Ребенок имеет высокий уровень ПД. Некоторые показатели следует отнести к высокому уровню, учитывая возраст детей. К ним причисляют “Речевое сопровождение деятельности” и “Стремление к самостоятельности”.
Ребенок активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним, совершает много различных культурно-фиксированных действий, ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции.
У ребенка хорошо выражена потребность в игре. В целом он проявляет интерес к ней, может достаточно долго играть с сюжетными игрушками, но при этом отвлекается на манипуляции, которые занимают приблизительно такое же время, как и игра. Игровая инициатива, как правило, ниже в ситуации индивидуальной игры и повышается в ходе совместной игры. Состав игровых действий более однообразный, высказывания редки и немногословны. Ребенок предпочитает играть с реалистическими игрушками.
Остальные части данного отчета по практике: