Задание № 4.
Тема «Изучение уровня умственного развития детей раннего возраста (Е.А. Стребелева)»
В ходе исследования, мною были выбраны дети с 2 до 3 лет и проведены диагностические задания на выявление умственного развития детей раннего возраста по методике Е.А. Стребелевой.
Мною были выбраны два ребенка:
Иванов Денис Андреевич, возраст 3 года.
Пироженко Павел Викторович, возраст 3 года.
Для обработки результатов используется качественно-количественный анализ. В процедуре проведения диагностики предусмотрен этап обучения.
Качественные показатели — способы выполнения заданий:
1) неадекватно действует;
2) понимает цель, но самостоятельно действует без учета свойств и качеств предметов, то есть хаотично; в условиях обучения действует адекватно, но самостоятельно не выполняет даже после обучения:
3) самостоятельно выполняет задание после обучения;
4) сразу самостоятельно выполняет задание.
Задания для обследования детей раннего возраста:
1. Поймай шарик;
2. Спрячь шарики: в две коробочки, в три коробочки;
3. Разбери и сложи матрешку: двусоставную, трехсоставную;
4. Разбери и сложи пирамидки: из трех колец, из четырех колец;
5. Найди парные картинки: две, четыре;
6. Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый или белый), с четырьмя (красный, желтый или белый, зеленый, синий);
7. Сложи разрезные картинки: из двух частей, из трех частей;
8. Построй из палочек: молоточек (из двух палочек) домик (из трех палочек);
9. Достань тележку: скользящая тесемка, скользящая и одна ложная тесемка;
10. Нарисуй: дорожку, домик.
Протокол обследования детей 2-3 лет
Фамилия, имя ребенка: Иванов Денис Андреевич.
Возраст: 3 года.
Дата обследования: 26 апреля 2019г.
1. Лови шарик
Ребенок не начинает сотрудничать даже после обучения, ведет себя неадекватно 1
Ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается 2
Ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный 3 +
Ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик 4
2. Спрячь шарик (три коробочки)
Ребенок не понимает задание, не стремится к цели; после обучения задание не понимает 1
Ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет 2
Ребенок сразу принимает задание, возникают трудности при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крыш¬ки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет 3 +
Ребенок сразу понимает задание; выполняет; использует соотносящие действия; заинтересован в конечном результате 4
3. Разборка и складывание матрешки (трехсоставная)
Ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельного действует неадекватно 1
Ребенок выполняет задание в условиях подражания дей¬ствиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет 2
Ребенок принимает, понимает задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); после обучения самосто-ятельно складывает матрешку 3 +
Ребенок сразу принимает, понимает задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате 4
4. Разборка и складывание пирамидки (из четырех колец)
Ребенок действует неадекватно 1
Ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает все кольца, но размер колец не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласо¬ванности действий обеих рук; к результату безразличен 2
Ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согла¬сованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат 3 +
Ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пи¬рамидку с учетом размеров колец; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате 4
5. Парные картинки (четыре картинки)
Ребенок после обучения продолжает действовать неадек¬ватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т.д. 1
Ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей дея¬тельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет 2
Ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут 3 +
Ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате 4
6. Цветные кубики (четыре: красный, желтый или белый, зеленый, синий)
Ребенок не различает цвета даже после обучения 1
Ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату 2
Ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату 3 +
Ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате 4
7. Разрезные картинки (из трех частей)
Ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом 1
Ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сло¬жить картинку не может 2
Ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный 3 +
Ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате 4
8. Конструирование из палочек: (“треугольник” из трех палочек)
Ребенок после обучения продолжает действовать неадек¬ватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату 1
Ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безраз¬личен 2
Ребенок правильно понимает задание, но строит “моло¬точек” подражая действиям взрослого; заинтересован в конечном результате 3 +
Ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате 4
9. Достань тележку (скользящая и одна ложная тесемки)
Ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели 1
Ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания 2
Ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий 3 +
Ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате 4
10. Нарисуй (домик)
Ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя адекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет 1
У ребенка есть стремление что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не выделена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук 2
Ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать до¬рожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук 3 +
Ребенок выполняет задание соответственно речевой ин¬струкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук 4
Фамилия, имя ребенка: Пироженко Павел Викторович.
Возраст: 3 года.
Дата обследования: 26 апреля 2019г.
1. Лови шарик
Ребенок не начинает сотрудничать даже после обучения, ведет себя неадекватно 1
Ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается 2
Ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный 3
Ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик 4 +
2. Спрячь шарик (три коробочки)
Ребенок не понимает задание, не стремится к цели; после обучения задание не понимает 1
Ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет 2
Ребенок сразу принимает задание, возникают трудности при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крыш¬ки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет 3 +
Ребенок сразу понимает задание; выполняет; использует соотносящие действия; заинтересован в конечном результате 4
3. Разборка и складывание матрешки (трехсоставная)
Ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельного действует неадекватно 1
Ребенок выполняет задание в условиях подражания дей¬ствиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет 2
Ребенок принимает, понимает задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); после обучения самосто-ятельно складывает матрешку 3
Ребенок сразу принимает, понимает задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате 4 +
4. Разборка и складывание пирамидки (из четырех колец)
Ребенок действует неадекватно 1
Ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает все кольца, но размер колец не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласо¬ванности действий обеих рук; к результату безразличен 2
Ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согла¬сованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат 3 +
Ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пи¬рамидку с учетом размеров колец; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате 4
5. Парные картинки (четыре картинки)
Ребенок после обучения продолжает действовать неадек¬ватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т.д. 1
Ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей дея¬тельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет 2
Ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут 3
Ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате 4 +
6. Цветные кубики (четыре: красный, желтый или белый, зеленый, синий)
Ребенок не различает цвета даже после обучения 1
Ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату 2
Ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату 3
Ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате 4 +
7. Разрезные картинки (из трех частей)
Ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом 1
Ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сло¬жить картинку не может 2
Ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный 3 +
Ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате 4
8. Конструирование из палочек: (“треугольник” из трех палочек)
Ребенок после обучения продолжает действовать неадек¬ватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату 1
Ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безраз¬личен 2
Ребенок правильно понимает задание, но строит “моло¬точек” подражая действиям взрослого; заинтересован в конечном результате 3
Ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате 4 +
9. Достань тележку (скользящая и одна ложная тесемки)
Ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели 1
Ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания 2
Ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий 3 +
Ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате 4
10. Нарисуй (домик)
Ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя адекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет 1
У ребенка есть стремление что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не выделена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук 2
Ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать до¬рожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук 3
Ребенок выполняет задание соответственно речевой ин¬струкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук 4 +
Задание № 5.
Тема «Взаимодействие с семьями воспитанников»
План работы с родителями: «Адаптация детей».
Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Цель: создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.
Задачи:
1.Распространять педагогические знания среди родителей;
2.Оказать практическую помощь в воспитании детей;
3.Способствовать формированию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач по воспитанию ребёнка.
Консультации для родителей:
Причины трудной адаптации детей к детскому саду.
— Как мы играем с детьми, обзор игрушек для детей 2-го года жизни;
— Сенсорное развитие ребенка, развивающие игры;
— Развитие движений.
Беседы: О поведении детей дома, о состоянии здоровья, о сне дома, об одежде детей в холодный период времени, как правильно одеть ребёнка, о соблюдении режима дня.
Подготовительный период:
Знакомство с мамой и ребенком, посещение д/сада мамы с ребенком. Выяснить у родителей:
а) общие вопросы: семья, жилищно-бытовые условия, температура воздуха дома, заболеваемость, питание;
б) Особенности поведения, привычки, эффективные приемы воздействия, сон ребенка, сформированность умений.
Дать мамам рекомендации по режиму дня, питанию, одежде в детском саду.
Договориться с родителями, что и на какой срок мы сохраняем из домашнего быта и как постепенно переводим малыша к режиму д/сада.
Период кратковременного пребывания ребенка в детском саду:
Приемы:
— Индивидуальный подход;
— Обращение к ребенку должно быть позитивным, по имени, на близком расстоянии;
— При проведении режимных процессов соблюдать прием постепенности и последовательности;
— В группе запрещаемого должно быть меньше дозволенного;
— Соблюдать воспитательные приемы при отрицательном поведении детей: отвлечение, убеждение и прямое обучение, установка на успех, похвала.
Период окончания острой фазы адаптации:
Показатели:
— настроение бодрое или спокойное;
— аппетит;
— адекватное поведение ребенка, т.е. все сдвиги, уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам;
— сон – спокойный и достаточно продолжительный.
Остальные части данного отчета по практике: