Основная часть
Практика дистанционная, проходила на базе Университета (магистерская программа «Конституционное и муниципальное право. Юрист публичного права», на кафедре теории и истории государства и права.
Кафедра Теории и истории государства и права входит в состав юридического факультета и является общепрофессиональной. Кафедра образована Приказом ректора №7-1 от 31 января 2012г.
На кафедре преподают высококвалифицированные специалисты: доктора юридических наук, кандидаты юридических наук, профессора, доценты, принимающие активное участие в научной жизни Университета.
Список публикаций профессорско-преподавательского состава кафедры теории и истории государства и права за 2016/2017 учебный год:
1. Бабурин С.Н. Конституционно-правовое и духовное: русская (российская) нация перед историческим выбором Конституционное и муниципальное право. – 2017. — № 4. — С. 8-13.
2. Бабурин С.Н., Ганьшин А.В. К вопросу конвергенции права как исторической необходимости // В сборнике: Актуальные проблемы правового развития России. МУ им. С.Ю. Витте. — 2016. — С. 134-136.
3. Бабурин С.Н. Современное общество между несправедливым законом и справедливым беззаконием Социальная справедливость и право: проблемы теории и практики: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Т.А. Сошниковой. 2016 Московский гуманитарный университет. С. 19-25.
4. Дорохов Н.И. Минерально-сырьевой комплекс России, проблемы государственно-правового регулирования // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. — 2016. — № 3.– С. 33-37.
5. Дорохов Н.И., Иноземцев И.М. Основные векторы внешнеполитической деятельности Российской Федерации в современных условиях // Сборник научных статей: Актуальные проблемы правового развития России. 2016. С. 151-159.
6. Дорохов Н.И. Минерально-сырьевой комплекс России: проблемы управления. Правовой аспект // В сборнике: Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем материалы ХII международной научной конференции: в 4-х частях. под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2016. С. 76-83.
7. Дорохов Н.И. Социально-экономический потенциал арктических прибрежных зон Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях. Материалы II Международной научно-практической конференции. 19 ноября 2015 г. Часть 2. 2016
8. Дорохов Н.И. Административно-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природных ресурсов :содержание и проблемы // В сборнике: Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения Материалы XIII международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2017. С. 528-541.
9. Дорохов Н.И. Российский парламентаризм: особенности зарождения и современность // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. — 2017. — № 2. – С. 3-10.
10. Дорохов Н.И. Минерально-сырьевой комплекс России: проблемы государственно-правового регулирования Вестник РосНОУ. Серия: Человек и общество. – 2016. — № 3. — С. 33-37.
11. Каменская Е.В. Модернизация правотворчества: Основные тенденции // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. — 2017. — № 1. – С. 3-8.
12. Зейналова Л.М., Филлипова А.В., Шеметкова О.Л. К вопросу о государственном контроле в сфере осуществления деятельности иностранных коммерческих организаций в России Общественные науки. — 2016. — № 2-2. — С. 5-12.
13. Зейналова Л.М., Правкин С.А., Романченко О.В. Гражданско-правовое регулирование, принципы и основы организации федеральной контрактной системы в строительстве Современное право. — 2016. — № 2. — С. 37-42.
14. Правкин С.А., Зейналова Л.М. Философия права и учение о государственно-юридичесих формах Б.Н.Чичерина Юридическая наука. — 2016. — № 6. — С. 39-48.
15. Правкин С.А., Зейналова Л.М., Зейналов Р.Г. Государственная (юридическая) школа: истоки, проблемы, значение для юридической науки // Студент. Аспирант. Исследователь. 2016. № 12 (18). С. 125-135.
16. Юрчук В.С. Законодательное регулирование недропользования в РФ // Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем // Материалы ХII международной научной конференции: в 4-х частях. под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2016. С. 326-331.
17. Юрчук В.С, Сунцова Е.А. Осуждение нацистских организаций на Нюрнбергском процессе // Сборник научных статей Следственной Академии РФ. М. 2016.
18. Юрчук В.С., Измайлова М.В. Основные подходы к обеспечению ювенализации права // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. – 2016. — № 2. – С. С. 48-57.
19. Юрчук В.С., Чихладзе Л.Т. Развитие системы местного управления в Грузии в советский период //Институт местного самоуправления в системе публичной власти. ГОУ ВО «ГГТУ». 2016.
20. Юрчук В.С., Сунцова Е.А. Ювенализация государственной политики и российского законодательства в интересах детей Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — № 7. — С. 196-201.
21. Юрчук В.С., Полянина А.К. Произвол как субстанциональный источник автономии личности и ее проявления в социально-правовом общении История отечественного государства и права. — 2017. — № 2. — С. 30-35.
22. Юрчук В.С., Измайлов М.В. Основные подходы к обеспечению ювенализации права в Российской Федерации (начало) //Вопросы ювенальной юстиции. — 2017. — № 1. — С. 4-7.
В ходе прохождения научно-исследовательской практики, было проведено исследование на тему: «Пути совершенствования механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации».
Правовое положение несовершеннолетних в современном мире напрямую зависит от степени обеспеченности их основных прав и свобод. В XX веке мировое сообщество сделало реальные шаги на пути нормативного закрепления прав несовершеннолетних. В структуре правового статуса несовершеннолетних выделяется достаточно большое количество прав, тесно связанных с определенными обязанностями. Однако в отличие от взрослых членов общества, правовое положение несовершеннолетних имеет свои особенности в силу своеобразия их правового статуса и специфики юридического обеспечения принадлежащих им прав и свобод.
Исследование своеобразия механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации позволило сделать следующие выводы.
1. Правовой статус несовершеннолетних имеет свою специфику, которая нашла свое отражение еще в древнейших правовых актах. Уже в древности люди понимали, что социальное, соответственно и правовое положение ребенка имеет ряд особенностей. В тоже время примерно до середины XX века во всем мире несовершеннолетние оставались той категорией, чьи права были менее всего защищены. Основные права детей получили свое нормативно-правовое закрепление во второй половине XX века во многом благодаря деятельности различных международных общественных организаций. Реалии современной жизни таковы, что все для большего количества государств вопросы правового обеспечения прав несовершеннолетних становятся одними из приоритетных. Основными причинами повышенного внимания к проблемам защиты прав детей можно считать социальную неадаптированность несовершеннолетних связанную с психофизиологической незрелостью, вовлеченность несовершеннолетних в криминальную среду, насилие, которому подвергаются дети, неприспособленность пенитенциарной системы к особенностям несовершеннолетних, отсутствие эффективных процедур защиты их прав и другие.
2. Правовой статус несовершеннолетних находится в тесной и неразрывной связи с их правосубъектностью, преломляясь через призму прав и обязанностей. Правовой статус несовершеннолетнего характеризует отношения личности несовершеннолетнего не с обществом в целом, а с государством и его институтами. Очевидно, целесообразно под правовым статусом несовершеннолетнего подразумевать его юридически закрепленное положение в обществе, преломляющееся через систему прав, свобод и обязанностей, законодательно установленных и гарантированных государством.
3. Специфика правового статуса несовершеннолетних, рассматриваемого с позиций единства общего, особенного и единичного, в первую очередь, связана со спецификой их правосубъектности. Несовершеннолетний имеет общую правоспособность, т.е. принципиальную возможность иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством с момента рождения. Государство гарантирует несовершеннолетним определенною совокупность правовых возможностей, представляющую собой систему прав, свобод и обязанностей. Способность реализовать многие из них возникает постепенно. Это связано с тем, что включение несовершеннолетнего в систему правовых отношений обеспечивается за счет поэтапного усвоения и реализации в его поведении правовых норм, предписываемых ему в обществе. Правовое социальное государство, построение которого Конституция Российской Федерации закрепила в качестве программной цели, предполагает наличие дополнительных прав несовершеннолетних, льгот и соответствующих гарантий, которые вкупе проецируются как специфичное ядро правового статуса несовершеннолетнего человека. Постижению специфики правового статуса несовершеннолетних будет способствовать более активное введение термина «несовершеннолетний» в общеюридический оборот, наравне с терминами «ребенок» и «дети», поскольку повсеместное употребление второго варианта не всегда желательно и может способствовать неверному толкованию нормативно-правового акта. Понятие «несовершеннолетия» применяется к возрастной группе, где разница между крайними точками может составлять восемнадцать лет. Целесообразно проводить изучение и совершенствование правового статуса градированных подгрупп несовершеннолетних.
4. Для реализации прав несовершеннолетних мало того, чтобы эти права были признаны и регламентированы международным и национальным законодательством. Современное государство, в том числе и Россия, должно эффективно использовать законодательство, судебную власть, возможности отдельных органов в целях обеспечения прав несовершеннолетних. Гарантированность прав, свобод и обязанностей несовершеннолетнего обеспечивает гарантированность правового статуса ребенка в целом. Процедурные механизмы защиты прав несовершеннолетних в современной России отличаются несовершенством. Гарантии прав и обязанностей несовершеннолетних предусматривают создание условий для реализации несовершеннолетними, их законными представителями и должностными лицами прав и осуществления ими обязанностей, а также в установлении ответственности и применении вытекающих из нее мер к лицам, не выполняющим своих обязанностей и нарушающих права и законные интересы других граждан. Государственная политика в этой области должна быть приоритетной и основываться на законодательном обеспечении прав ребенка, государственной поддержке семьи, установлении и соблюдении государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав ребенка и причинение ему вреда; государственной поддержке органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих деятельность по защите прав детей.
5. Основополагающие принципы и нормы в области прав несовершеннолетних нашли воплощение в различных международно-правовых актах и соглашениях в сфере прав ребенка. Воплощенные в них общепризнанные принципы и нормы носят универсальный характер. Радикальные изменения в законодательстве в сфере прав несовершеннолетних должны подкрепляться механизмами имплементации защиты прав ребенка.
6. В механизме обеспечения прав несовершеннолетних правовое тесно переплетено с социальным. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Россия -это социальное государство, целью которого является создание условий для достойной жизни человека в обществе.
7. Юридическая ответственность за нарушение прав несовершеннолетних является средством, блокирующим противоправное поведение и стимулирующим действия по защите прав несовершеннолетних. Для юридической ответственности за нарушения прав несовершеннолетних характерно то, что, государственное принуждение в данном случае занимает ведущее место с тем, чтобы защитить несовершеннолетнего от посягательства на его права. Применение мер юридической ответственности к нарушителю прав несовершеннолетних возможно при условии соблюдения определенного процессуального порядка, установленного законом.
8. Реконструкция механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в России возможно только при условии совершенствования законодательных и иных правовых процедур путем оптимизации законодательной практики и совершенствования работы различных административных органов. В данном направлении должен получить свое развитие институт Уполномоченного по правам ребенка, параллельно целесообразно совершенствовать работу органов опеки и попечительства, органов социальной защиты населения и других структур, занятых защитой прав детей.
9. В современной России назрела потребность в создании автономной системы правосудия для несовершеннолетних. Ювенальная юстиция в нашей стране должна носить комплексную межотраслевую юрисдикцию, поскольку правосудие по делам несовершеннолетних должно быть компетентно рассматривать дела не только о правонарушениях несовершеннолетних, а также и о защите их прав от посягательства со стороны третьих лиц. При разработке российской модели ювенальной юстиции должен быть учтен позитивный опыт других государств и исторический опыт в этой области самого российского государства.
10. Высокий уровень правовой культуры в обществе предполагает уважительное отношение к правам несовершеннолетних, признание за ребенком самоценной личности, наделенной определенными правами и обязанностями и имеющей право на защиту. Как показывает проведенное в рамках данной работы социологическое исследование, лежащий в основании правовой культуры уровень правовых знаний, как самих несовершеннолетних, так и их педагогов и лиц, напрямую связанных с защитой прав несовершеннолетних, остается на достаточно низком уровне. Повышению уровня правовой культуры граждан способствует продуманная политика в области правового воспитания и образования. Введение института ювенальной юстиции требует разработки программы специальной подготовки кадров в системе высшего профессионального образования, а также в системе переподготовки и повышения квалификации кадров.
Очевидно, что создание системы ювенальной юстиции предполагает включение в учебные планы подготовки юристов с высшим образованием соответствующей специализации. Самим несовершеннолетним необходимо привить знания в области прав человека и выработать у них соответствующие навыки. С этой целью программа обучения в общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях должна включать специальную дисциплину «Права человека. Права ребенка». Данные мероприятия должны способствовать уважению и защите прав несовершеннолетних членов общества.
Остальные части данного отчета по практике: