Факторы провоцирования коррупционного поведения
Далее в рамках исследования рассмотрим факторы провоцирования коррупционного поведения. К факторам провоцирования коррупционного поведения относится:
1. Экономический упадок. На сегодняшний день часть населения имеет низкий уровень дохода в связи, чем многих граждан такое положение приводит к коррупционным правонарушениям. Это подкрепляется старыми советскими традициями «блата» как одной из форм коррупции.
2. Одновременно формируется новый тип поведения, обусловленный сложившимися экономическими обстоятельствами. В частности, постоянно осознаваемый риск долговременных материальных вложений, инфляция, отсутствие четких регулятивных механизмов способствуют формированию определенного типа экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную выгоду. Такому типу поведения очень близок поиск выгоды с помощью коррупции.
3. Усиление налогового пресса. В условиях экономического кризиса государство пытается, усилить налоговый пресс. Это расширяет зону теневой экономики, а стало быть и сферу коррупции. Например, коммерсант, уклонившийся от уплаты налога, уже посадил себя на крючок налогового инспектора и стал прекрасной мишенью для вымогательства взятки под обещание избавить от наказания.
4. Трудности преодоления последствий тоталитарного режима. К ним относятся медленный отход от закрытости и неподконтрольности органов государственной и муниципальной власти, которые, безусловно, способствуют процветанию коррупции. Нелишне напомнить в этой связи, что одним из самых коррумпированных режимов в истории была фашистская Германия.
5. Трудности преодоления слияния власти и экономики. Такое слияние свойственно тоталитарным режимам с централизованным управлением экономикой. Естественное разделение труда между властными институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и свободными агентами рынка до сих пор не сформировалось.
6. Сегодня в Российской Федерации стремительные и кардинальные преобразования происходят при сохранении существенной части корпуса государственных и муниципальных служащих. Причем, на своих местах остались многие из тех, кто не был в состоянии приспособиться к новым условиям и начать самостоятельный бизнес. Таким образом, остались в управленческом корпусе лучшие, остались носители старых стереотипов закрытости власти и возможности вмешательства во все стороны жизни.
7. Недоработки в законодательстве. В процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики существенно обгоняет их законодательное обеспечение. Экономическая либерализация сочетается, во-первых, со старыми принципами государственного контроля за ресурсами и фондами, во-вторых, с недоработками законодательного регулирования новых сфер деятельности. Именно такое положение дел и служит благодатной почвой для коррупции. Недоработки законодательства позволяют государственным и муниципальным служащим создавать себе идеальные условия для шантажа и вымогательства.
8. Социально-психологический фактор.
Большинство государственных и муниципальных служащих рано или поздно сталкиваются с обстоятельствами, в которых они впервые должны делать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. Среди наиболее распространенных социально-психологических мотивов, обуславливающих коррупцию, является компенсация за ощущаемый государственным и муниципальным ущерб, связанный с прохождением службы. К потере нравственного иммунитета подталкивает ощущение нестабильности, низкая заработная плата, несправедливости при продвижении по службе, хамство и некомпетентность начальников.
9. Социально-психологический климат в обществе. Важная особенность социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, — двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно неприемлемой. Это всячески поддерживается и обыденной моралью, и прессой, и политической практикой, эксплуатирующей антикоррупционную тематику. С другой стороны, коррупция, особенно низовая, является принимаемой «по умолчанию» частью быта. Обвинения в коррупции стали настолько обыденными и расхожими, что грань между нормой и отклонением стирается.
Также на основании проработанной литературы можно выделить семь факторных групп, каждая из которых наполняется факторами, которые могут являться предпосылками коррупционного поведения личности. На основании этого была разработана методика экспертного опроса с рабочим названием «7 х 7», цель, которой — выделить из 49 возможных факторов действительно влияющие на формирование коррупциогенной личности. Ниже рассмотрим 7 групп возможных факторов формирования коррупциогенной личности.
1. Генетико-психосоматические факторы. В данной группе речь идет о врожденной предрасположенности к коррупционному поведению, то есть о так называемом коррупционном генотипе. Действие данной группы факторов, как и многих других, на данный момент не доказано, но и не опровергнуто до конца. Абсолютизация генетического фактора, как правило, выливается в антигуманные биологизаторские теории.
К генетико-психосоматическим факторам коррупционного поведения государственного и муниципального служащего были отнесены: характерные особенности телосложения, форма черепа, черты лица; заболевание, перенесенное в детстве; осложненная беременность матери; черты характера, передающиеся по наследству; гормональный сбой; наследственные дефекты нервной системы; плохая наследственность (например, алкоголизм родителей).
2. Компенсаторные факторы. В данном случае имеются в виду глубинные факторы, продуцируемые так называемыми детскими комплексами, среди которых, безусловно, лидирует комплекс недостаточности, более известный как комплекс неполноценности.
Согласно концепции А. Адлера, стремление преодолеть подавленные детские комплексы и последствия психических травм может побуждать творческих, волевых и трудоспособных личностей к большим профессиональным достижениям и личностному росту, то есть к так называемой гиперкомпенсации. В таком случае принято говорить о положительном влиянии детских комплексов на жизненный путь личности.
Но детский комплекс может порождать не только гиперкомпенсацию, но и простую компенсацию, замену. Так, подавленные детские переживания семейного материального неблагополучия компенсируются деньгами во взрослом возрасте. В случае гиперкомпенсации деньги могут быть следствием личностных достижений. При компенсации деньги могут добываться и незаконными средствами.
3. Воспитательные факторы. Данная группа объединяет факторы, связанные с родительской воспитательной концепцией. В семье могла быть сформирована установка на приоритет денег над всеми другими ценностями. Неумение добыть деньги в принципе становится большим пороком, нежели получение денег незаконным способом. Не все факторы, связанные с родительским влиянием, входят в данную группу. Например, «моральное, психологическое и/или физическое насилие со стороны родителей» входит в группу компенсаторных факторов, поскольку такое насилие не имеет непосредственной цели воспитания в личности корыстолюбия и стяжательства.
4. Факторы корпоративной деформации. В данную группу включены факторы, которые формируются в корпоративной профессиональной среде, где работает коррупционер. Если такая среда «пропитана» коррупцией, поощряет ее или даже заставляет становиться коррупционером изначально законопослушного человека, то в данном случае мы можем говорить именно о корпоративной деформации.
5. Факторы, обусловленные «трудной жизненной ситуацией». В данном случае делается предположение, безусловно, нуждающееся в дополнительной проверке, что в возможны ситуации, когда человек «вынужден» совершить поступок коррупционного характера «по вине обстоятельств».
6. Факторы макро- и микросоциального характера. Включение этих факторов в отдельную группу условно, поскольку большинство других факторов также имеют социальную природу. Тем не менее в данную группу включены факторы, обусловленные непосредственным влиянием на личность социальной среды (СМИ, менталитет, семейное окружение и т.п.).
7. Личные качества комплексной или неустановленной этиологии. В данную группу мы включаем личностные черты (жадность, посредственность и т.д.), происхождение которых либо комплексно (например, вследствие воспитания и детских комплексов), либо не установлено до конца. К таким личностным качествам были отнесены зависть, мелочность, эгоизм, посредственность, слабохарактерность, внушаемость, жадность.
Выше мы рассмотрели только лишь возможные факторы формирования коррупционной личности. Влияние всех семи групп факторов на формирование коррупционно-ориентированной личности изначально является гипотетическим. Мы исходили из положения, что, возможно, система «7 х 7» должна трансформироваться в менее симметричную форму.
Остальные части данного отчета по практике: