Отчёт по практике под ключ. С печатями. Гарантия! Расчет
Меню Рубрики

Глава 1 для отчета по практике (Производственная). МУИВ им. Витте. Экономика. Курс 3

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ
В ХХ веке произошли значительные изменения в понимании целей, форм и методов государственного регулирования предпринимательских структур. Опыт развитых стран показывает, что взаимодействие власти и предпринимателей не должно сводиться только к применению административного регулирования.
Актуальность государственной поддержки субъектов малого обусловлена, прежде всего, необходимостью ускоренного развития государственных программ в условиях сложившихся политических, экономических, а в ряде случаев и социальных ситуаций.
Государственную поддержку необходимо рассматривать не как обязательную функцию государства для всех регионов и предприятий малого предпринимательства, а как механизм, позволяющий определить наиболее эффективных представителей малого предпринимательства во взаимодействии со структурами крупного бизнеса и государством для решения стратегических задач развития Российской Федерации. Это возможно в рамках их интеграции при поиске оптимальных решений и получении синергетического эффекта. При этом необходимо сознавать, что поддержка не всегда должна быть и является финансовой: это может быть лоббирование интересов отдельной отрасли; передача знаний и технологий в определенной последовательности и т. д.
Таким образом, существует необходимость учета многих специфических факторов при осуществлении государственной поддержки предпринимательства.
Четкое выявление цели, задач, подходов государственной поддержки позволяет предметно анализировать механизм государственной поддержки МСП, его актуализацию и проявление посредством форм, методов, инструментов.
На наш взгляд, при проведении государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства наблюдаются некоторые особенности.
Во-первых, разнородность по отраслевому составу предпринимательства формирует необходимость выбора направлений развития малого предпринимательства. Это обусловлено уровнем доступности материальных, финансовых и трудовых ресурсов, различием производственных циклов по отраслям, состоянием спроса на готовую продукцию и технологии.
Во-вторых, выработка направлений связана с жизненными циклами организации на стадии ликвидации и размерами организации.
В-третьих, в зависимости от размера определены виды организации – микро-, малое, среднее, крупное.
В-четвертых, стратегический подход к разработке и реализации государственной поддержки малого предпринимательства осуществляется в рамках проводимой региональной и муниципальной политики. Дальнейшая децентрализация и расширение прав регионов и местного самоуправления, на наш взгляд, в перспективе будет преобладать.
Формирование методов и инструментов государственного регулирования деловой среды и государственной поддержки малого предпринимательства должно соответствовать выбранным целям и задачам. В исследованиях по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства, выделяются следующие формы государственной поддержки:
— формирование организационно-правового поля, которое определяет нормативно-правовые документы и соответствующие государственные институты;
— финансовая доступность для развития субъектов малого предпринимательства;
— меры по стимулированию занятости.
Считается, что лучшим хозяйственным порядком для экономического развития, обеспечивающего равенство возможностей экономического и социального для членов общества, в том числе за счет собственной предпринимательской деятельности, является такой порядок, где ведущая роль отводится малого предпринимательства.
При этом сформировались две основные тенденции:
1) отход от политики ограничивающих мер в сторону политики создания благоприятного режима для предпринимательской деятельности и коммерциализации знания, инноваций;
2) передача большей части полномочий по регулированию малого предпринимательства с федерального на местный уровень.
Отметим, что первая тенденция наблюдается и в России. Лучшим образом для России подходит вторая тенденция, так как современное состояние регионов отражает их асимметрию в экономическом развитии.
Разработка и обоснование комплекса мер, направленных на преодоление негативного влияния факторов, препятствующих эффективному развитию малого предпринимательства, на базе существующих объективных предпосылок и вызовов времени, необходимо обеспечить путем формирования основных направлений совершенствования механизма государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Таким образом, обе тенденции могут быть реализованы в России для ускорения достижения поставленной цели – повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по направлениям или видам предпринимательства (инновационная деятельность) и по определенным субъектам (например, микропредпринимательство). Такое деление является, на наш взгляд, условным, так как, государство, стимулируя деловую активность малого предпринимательства разных форм и отраслевой направленности, создает благоприятные правовые, организационные и экономические условия для развития предпринимательства.
Цель государственной поддержки субъектов малого предпринимательства определяет политические, правовые и экономические условия свободного развития малого предпринимательства, в том числе:
— формирует средний класс, повышая социальную эффективность деятельности субъекта малого предпринимательства (рост численности занятых, средних доходов, уровня социальной защищенности работников);
— расширяет стратегические факторы социально-экономического развития государства через сферу деятельности и экономический потенциал малого предпринимательства, повышая темпы развития малого предпринимательства, увеличивая долю малого предпринимательства в формировании ВВП (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги).
Современная государственная политика поддержки субъектов малого предпринимательства Российской Федерации во многом складывалась методом проб и ошибок, не получая должного теоретического обоснования, так как повторить зарубежный опыт без учета специфических особенностей экономики периода политических реформ невозможно.
Таким образом, изучив и выявив закономерности механизма государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, можно повысить ее эффективность.
Опираясь на современные научные исследования, выделим следующие подходы к определению сущности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: традиционный, социально-политический, системный и институциональный.
В рамках традиционного подхода государственная поддержка субъектов малого предпринимательства рассматривается как совокупность мероприятий по поддержке бизнеса и сводится к мерам, благоприятствующим развитию торговли и мелкого производства. Во многом в современной хозяйственной практике сохранился именно такой подход со стороны государства в отношении предпринимательства, при котором государственная поддержка ‒ всего лишь совокупность мер. Следует отметить, что существенным недостатком подобного подхода является точечное воздействие на бизнес, не предполагающее становления системы поддержки.
В начале XXI в. формируется социально-политический подход к государственной поддержке предпринимательства, когда предпринимательство рассматривают как политическую силу, а государственную поддержку ‒ как способ привлечения данной силы на свою сторону.
Рассмотренные два подхода, олицетворяющие в настоящее время официальную позицию власти, реализуются через систему государственного управления и нормативноправового регулирования.
Поддержка субъектов малого предпринимательства как деятельность органов государственной власти и местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства предусмотрены федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого предпринимательства в направлении реализации мероприятий, определенных федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Однако системный подход нацелен на комплексное изучение любой системы, ее структуры и взаимосвязей между элементами. Несмотря на то, что очень часто в научной и научно-популярной литературе и нормативно-правовых актах упоминается понятие системы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, определение данной системы не дается.
В целом системный подход позволяет провести комплексный анализ системы государственной поддержки, однако не дает возможности получения системного эффекта, поскольку описываются уже сложившиеся системы, и эффекта структурной оптимизации, поскольку вопросы эффективности системы рассматриваются в традиционном русле.
Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в общепринятом понимании не полностью отражает экономические отношения, что требует широкого спектра инструментов государственной поддержки в направлении развития всех функций малого предпринимательства.
Традиционный, социально-политический, системный подходы рассматривают направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, которые включают формирование нормативно-правовой базы, наличие финансовой, консультационной и других видов поддержки, снижение административных барьеров, формирование и реализацию программ поддержки, создание специальных органов, осуществляющих государственную поддержку малого предпринимательства (например, фонды), предполагают развитие инфраструктуры и т. д.
Однако в данных подходах сбалансированность и приоритетность входящих в систему элементов не определяются, скорее наоборот, появляется возможность размывания ответственности и, как следствие, имеет место повышение трансакционных издержек малого предпринимательства на поиски поддержки. Поэтому данные подходы чаще характеризуются низкой эффективностью.
Подтверждает неэффективность сложившихся подходов и анализ развития малого предпринимательства. Региональные различия в развитии малого предпринимательства, являются следствием разницы в региональных условиях формирования малого предпринимательства и системы его государственной поддержки. Специфика малого предпринимательства, в том числе недостаток финансовых ресурсов требуют специфических мер государственного воздействия. Кроме того, каждый регион формирует систему государственной поддержки малого предпринимательства исходя из представлений региональных властей, отсутствует какая-либо регламентация по формированию региональных систем государственной под держки, а значит, данная система не является полной и не всегда может обеспечить необходимый уровень поддержки бизнесу. На наш взгляд, инвестиции и поддержка регионов должны осуществляется на конкурсной основе в соответствии с государственными программами.
В регионах не существует единого механизма поддержки малого предпринимательства, что обусловливает неэффективность данного направления государственной политики и несогласованность действий структур поддержки.
Регулирование государством развития малого предпринимательства позволяет использовать его ключевые функции для обеспечения устойчивого развития национальной экономики и достижения тактических (занятость населения; рациональное производство; налоговые поступления в бюджеты всех уровней) и стратегических (благосостояние населения, доходы на душу населения, ВВП, инновационная активность) целей. Поэтому стратегические цели государственной поддержки субъектов малого предпринимательства формируются на национальном уровне, а тактические цели ‒ на региональном и муниципальном.
Интересы государства и предпринимательства, реализующиеся через механизм государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, с одной стороны, совпадают, поскольку направлены на повышение благосостояния индивидов, а с другой – противоположны. В получении прибыли заинтересованы субъекты малого предпринимательства, а в наделении субъектов малого предпринимательства социальными функциями заинтересовано государство.
Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого предпринимательства ‒ безусловно, задача сложная. Как показывает опыт, недостаточно сформировать механизм: во всех регионах создана система поддержки, которая включает ключевые элементы (нормативно-правовая база, государственный аппарат, программы поддержки и инфраструктура поддержки), но не везде она является эффективной. Это обусловлено отсутствием единого механизма государственной поддержки субъектов малого предпринимательства и реализации мер поддержки, отчасти подходом к измерению эффективности.
Таким образом, для цели развития малого предпринимательства государством должны быть достигнуты следующие задачи:
— формирование правовой среды, обеспечивающей развитие сферы малого предпринимательства;
— финансовое обеспечение государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
— доступность субъектам малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов в рамках созданной инфраструктуры;
— повышение эффективности механизма поддержки малого предпринимательства органами государственной власти и местного самоуправления;
— разработка механизма сотрудничества власти и предпринимательства при определении вектора развития отраслей и выбора приоритетов при поддержке субъектов малого предпринимательства регионов;
— вовлечение субъектов малого предпринимательства регионов в разработку как региональных, так и национальных программ развития.
Механизм целенаправленной разработки и реализации государственной поддержки на основе анализа исследований научных и правовых данных позволяет сформулировать основные принципы формирования политики государственной поддержки субъектов малого предпринимательства:
-прозрачность;
-приоритетность;
-комплексность;
-избирательность;
-программно-целевой подход.
Механизм государственной поддержки малого предпринимательства характеризуется вертикалью управления (федеральная, региональная, муниципальная управляемость).
Основные направления, принципы и формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства определяются на федеральном уровне, а их конкретизация осуществляется на региональном и муниципальном уровнях.
Текущие и перспективные социально-экономические потребности региона, обеспечивающие согласованность интересов населения, региональных субъектов малого предпринимательства и государства в целом устанавливаются как единый для региона общий порядок оказания государственной поддержки малого предпринимательства, который не противоречит федеральному.
Функции муниципального уровня оказывают непосредственное воздействие в рамках государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на реализацию региональных программ в границах муниципального поселения.
Необходимо отметить, что эффективность государственной поддержки муниципальными органами низкая, что объясняется несогласованностью региональных и местных программ, а зачастую их декларативностью; отсутствием реальной поддержки субъектов малого предпринимательства. Именно органы местного самоуправления учитывают потребности населения муниципального образования и специфику местных условий.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Остальные части данного отчета по практике:

  1. Введение
  2. Глава 1
  3. Глава 2
  4. Глава 3
  5. Заключение
  6. Пояснительная записка
  7. Содержание
  8. Список литературы
  9. Титульный лист

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

https://disk.yandex.ru/i/zn45O1Xg70kMIQ

К какому разделу относится
Рубрики: Виды практики и Производственная. ВУЗ: МУИВ им. Витте. Специальность: Экономика. Курс: 3 курс.
Заказать практику