4. Психолого-педагогическая характеристика контингента обучающихся
В ходе прохождения практики была проведена психолого-педагогическая характеристика контингента обучающихся направления «Психолого-педагогическое образование».
В группе 29 студен, возраст учеников — 21 — 22 года, абсолютное большинство — девушки — 15 человек, молодых людей всего шесть. Этот факт, вероятно, связан с тем, что молодые люди проявляют меньшую склонность к изучению психологии и педагогики, им более интересны технические науки.
Интересы большинства учащихся группы соответствуют профильной направленности их обучения. Общая успеваемость — хорошая, при этом явно отстающих студентов нет. Для большинства студентов учебная деятельность является определяющей на данном этапе их жизни. Общие интересы в учебной деятельности объединяют студентов, одногруппники активно сотрудничают, помогают друг другу.
Актив группы составляют три человека — 1 юноша и 2 девушки, они сотрудничают с педагогическим коллективом, участвуют в решении различных организационных вопросов, помогают одногруппникам.
В группе есть один явный лидер, его мнения и идеи авторитетны для студентов, также он пользуется уважением со стороны педагогов. У него сильный характер, громкая, убеждающая речь, он обаятелен, с чувством юмора, и что на самом деле ценно — он обладает большим объемом знаний во многих сферах.
Также в группе есть и изолированные личности — две девушки. Они редко принимают участие в общественных делах и мероприятиях группы, на занятиях неактивны, не принимают участия в групповых дискуссиях, обсуждениях. Скорее всего, это связано с особенностями характера. В группе к ним относятся скорее равнодушно, чем отрицательно, упреков и насмешек в их сторону никто себе не позволяет.
В группе нет больших группировок, что объясняется общей дружелюбной и доброжелательной атмосферой. Активное взаимодействие происходит между сидящими за одной партой студентами. Некоторые из этих пар являются друзьями и в жизни, но большинство связаны именно учебными задачами, хотя отношения между ними тоже можно назвать дружескими: они хорошо понимают друг друга, способны продуктивно трудиться вместе, конфликты у них возникают редко.
Стиль взаимодействия куратора с группой можно охарактеризовать как демократический. Особого контроля за группой не требуется: большинство студентов — уже сформировавшиеся личности, ответственные, дисциплинированные.
Общение студентов и куратора происходит в основном по поводу каких-либо организационных вопросов. Отношения между ними теплые, помимо руководства группой куратор ведет еще и занятия по своей дисциплине, пользуется уважением и авторитетом у студентов.
В целом, в группе преобладает положительный эмоциональный климат, студентов характеризует сплоченность, организованность и высокий уровень ответственности. Сложившаяся атмосфера способствует продуктивности учебной деятельности, хорошей успеваемости, благоприятно сказывается на физическом и душевном самочувствии как студентов, так и преподавателей.
Остальные части данного отчета по практике: