5. Воспитательно-развивающее мероприятие психологической тематики
Разработка открытого тематического воспитательного мероприятия по теме: «Поговорим о способностях».
Актуальность:
Тема воспитательного мероприятия выбрана не случайно. Прошел период адаптации группы к новым условиям обучения, в том числе в условиях нового коллектива, в котором все студенты – вновь прибывшие. Куратором и активом проводятся мероприятия по сплочению группы. Данное воспитательное мероприятие предоставляет студентам возможность рассказать о своих увлечениях, а также по-новому оценить потенциал группы как коллектива. Предлагаемый час общения — это своего рода презентация собственных талантов и увлечений. Его задача не столько размышления студентов о понятиях «способности, талант» как терминах, сколько презентация своих талантов и познание друг друга. Увлечение каждого студента в группе не только приоткрывает частичку его внутреннего мира, но и дает повод и темы для общения со сверстниками, а это, в конечном итоге, ведет к сплочению коллектива.
Цель:
1.Помощь студентам в осмыслении в полной мере значимости развития своих способностей для успешной социализации и профессиональной реализации в современном обществе.
2. Акцентирование внимания студентов на том, что способности есть у всех, их необходимо развивать.
3. Побуждение к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов.
4. Достижение сплочения внутри группы.
5. Использование в воспитательной работе с группой современных социально-педагогических технологий.
Задачи:
Образовательные:
— Изучить понятия «способность, одаренность, талант» и их классификацию.
— Знать имена, прославившие Россию, и чей талант служит Отечеству.
Развивающие:
— Развивать мыслительные и творческие способности.
— Расширять кругозор студентов, развивать положительную мотивацию к саморазвитию.
— Развивать выразительность речи и умение выступать перед аудиторией.
— Развивать эмоционально-чувствительную сферу и ценностные приоритеты современного общества.
— Развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, коммуникативную компетенцию.
Воспитательные:
— Воспитывать понимание уникальности личности каждого человека.
— Воспитывать понимание ценности каждого человека как талантливой личности, умение слушать друг друга и воспринимать каждого человека таким, какой он есть.
— Воспитывать устойчивое положительное отношение к здоровому, активному, созидательному образу жизни.
Место проведения: учебная аудитория.
Продолжительность: 60 минут
Оборудование: Доска, ноутбук, проектор.
Подготовительный этап
1.Поиск информационно-фактического материала по данной теме.
2. Создание презентаций, сопровождающих беседу куратора с группой.
3.Анкетирование студентов «Мои увлечения и достижения».
4. Организация группы докладчиков.
5. Обсуждение тем выступлений и презентаций.
6. Обсуждение темы и экспонатов для выставки работ студентов.
7.Предварительный просмотр и прослушивание куратором видеосюжетов, презентаций, песен, танцев.
Ход воспитательного мероприятия в таблице 1.
Таблица 1 — Ход воспитательного мероприятия
№п/п Этап Время, мин
1 Организационный момент
1.Слово куратора
Не так давно, в сентябре, мы все встретились впервые и объединились в один коллектив – в 12сб группу. Конечно же, мне как куратору группы очень хотелось, чтобы ваш переход в новую среду обучения и в новые реалии требований к вам как к студентам создал вам как можно меньше дискомфорта и негативных эмоций. Мои волнения оказались почти напрасными. Вы оказались настолько открытыми к общению друг с другом и настолько корректными по отношению к выполнению всех новых правил и требований, что, в конце концов, организовались в дружную, ответственную, способную в учебе, с чувством юмора и с не меньшим умением сопереживать и помогать группу. Помогают нам в этом и мероприятия, которые мы уже успели провести всей группой: поход в театр, брейн-ринг в библиотеке, экскурсия по историческому центру Симферополя, тематические оргчасы. Я уже сделала вывод о способностях многих из вас к определенным изучаемым предметам ( например, к физике, математике, иностранному языку) и об организаторских способностях некоторых студенток. О вашем умении мобилизоваться в нужный момент всей группой и не подвести куратора и преподавателей. И все-таки, в определенный момент, раскрывая для себя все новые и новые грани своей группы, я поняла, что очень многого еще не знаю о вас, о ваших творческих способностях и увлечениях. Но я уже абсолютно точно знаю, что каждый из вас по-своему уникален! Вы все разные, непохожие друг на друга, но все по–своему интересны и неповторимы. Каждый человек уникален. Что может быть уникального в человеке? (Способности, характер, возможности…). Что же это такое уникальность человека? (Неповторимость, каждый человек такой, какого больше нет в природе…)
Да, действительно, если говорить простыми словами, то уникальный – это единственный в своем роде, неповторимый.
Уникальность человека проявляется уже с рождения. В чем? (Ответы студентов…) Это его внешность! Он уникален! Посмотрите, какие мы внешне разные. И даже, если рождаются близнецы – родители их отличают и не путают. Почему? (Они отличаются характером и все равно чуть внешностью.)
Но подлинный смысл уникальности проявляется не столько во внешнем облике человека, сколько в его внутреннем духовном мире, в особенном способе его жизни, в манере поведения, в способностях, в талантах человека и в умении их развить и применить. Именно об уникальных способностях каждого из вас мы сегодня и поговорим. Цель нашей встречи: благодаря увлечениям, лучше узнать друг друга, а тем, кто ничем не увлечён, найти себя развить свои способности и даже талант. Психологами определен оптимальный срок развития способностей – до 20 лет. Еще многое можно успеть!!!
5 мин
2 Основная часть мероприятия
1.Слово куратора
В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы. У каждого свое хобби.
В жизни каждого человека есть увлечение, которое помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни. Увлечение не приносит ни денег, ни славы. Это занятие для души. Сейчас мы вам расскажем, чем же увлекались некоторые великие люди.
2. Сообщение студента об увлечениях великих людей
Известный русский поэт А.Блок с ранних лет вместе с дедом бродил по полям, лесам, болотам, отыскивая растения для ботанической коллекции. А первое увлечение А.Блока сочинительством переросло позже в литературную деятельность. Поэт ещё в 5 лет пытался сочинить примерно такие стихи:
Зая серый, зая милый, я тебя люблю,
Для тебя-то в огороде я капусту и коплю.
Петр I был страстным нумизматом. Он собрал большое количество монет.
Король Швеции Густав V увлекался вышивкой.
Королева Дании Маргарет увлекалась рисованием.
Арнольд Шварценеггер собирает машинки марки Hammer.
Знаменитый академик Ферсман и ученый Альберт Боковиков собирали камни.
Знаменитый хирург Николай Васильевич Склифосовский увлекался садоводством и даже вывел новые сорта яблонь и груш.
Еще один врач, Сергей Петрович Боткин, увлекался игрой на виолончели и до 50 лет брал уроки музыки.
Некоторые великие люди прославились именно своими увлечениями. Например, прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля.
Великий русский композитор Александр Порфирьевич Бородин, автор оперы «Князь Игорь», по профессии был химиком.
Известный композитор Вольфганг Моцарт с трёхлетнего возраста увлекался музыкой на клавесине. В 4 года Моцарт уже сочиняет свои пьесы и даёт небольшие музыкальные концерты.
3. Слово куратора
Вы, конечно же, можете сейчас дать оценку прослушанной информации: «Они же способные, талантливые! Вот у них все и получалось!»
Мы часто слышим о том или ином человеке: «Какой способный, талантливый!», или совсем наоборот: «Ну ни к чему нет способностей!». Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.
А что такое, по вашему мнению, способности? (Обсуждение с аудиторией)
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, искренне полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки.
Что же такое способности? Обратимся к точке зрения современной психологии.
Cпособности:
1. Природное дарование, склонность к усвоению чего-нибудь, к занятиям чем-нибудь.
2. Способности — свойства личности, дающие ей возможность успешно обучаться, приобретать знания, умения, навыки для осуществления определенной деятельности. Например, обучение рисованию, музыке, языкам и т.д. Причем способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в скорости их приобретения. А скорость можно изменять самим: увеличивать, уменьшать. Все зависит от самого человека. Именно поэтому педагоги и психологи утверждают, что каждый человек имеет определенные способности уже родившись, но дальнейшая «судьба» этих способностей зависит только от нас самих.
Выделяют три уровня развития способностей:
О — одаренность (= задатки)
Т — талант
Г — гениальность
Задатки (одаренность) – это то, чем люди наделены от рождения. Это могут быть хорошая память, тонкий слух, «музыкальные» пальцы, выносливость, чувство ритма Одарённость — высокий уровень выражения способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.
Одарённость может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).
Особенно высокий уровень одарённости обозначают поня- поня тиями «талант» и «гений».
Талант — высшая степень одаренности в какой-либо сфере деятельности.
Это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность, высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, прежде всего — способностей специальных. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте; талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.
Нас окружают талантливые люди, чьи имена у всех на слуху. Например, Сергей Лазарев и Алла Духова, Елена Яковлева (Каменская) и Анна Нетребко, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин (Театр на льду), артисты Севастопольского театра танца Вадима Елизарова, Татьяна Навка и Никита Михалков, и многие-многие другие. Талант, служащий Отечеству, прославляющий Отечество, приумножающий его славу, — вдвойне талант!!! Давайте вспомним имена людей, чей талант служил родине.
4. Презентация «Талант на службе Отечеству».
5. Гениальность – это высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых творений, открытием ранее неизвестных путей творчества. Высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. Предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова.
Итак, так что же такое способности? Способностями называют индивидуальные свойства личности, обладая которыми, чело¬век может успешно осуществлять ту или иную деятельность.
6. Диалог с группой
1.Как вы считаете, у вас есть способности? Назовите, пожалуйста, какие способности у вас есть. …(Способности — это не только успехи в физике, поэзии, спорте. А «золотые руки» — разве не способности, не талант?).
2.Скажите, а как вы узнали, что у вас есть способности?
3. Вот у нас уже есть первый вывод – сначала надо узнать, к чему есть способности. Для этого надо смело посещать секции, клубы, кружки и т.д. Если что-то получается лучше, значит, похоже, у вас способности в этой области.
Это могут быть способности к технике, изучению иностранных языков, творчеству, спорту и т.д. Поэтому очень важно узнать о своих способностях как можно раньше. Ведь наследственность еще далеко не все. В развитии способностей человека важное значение имеют условия, в которых он живет и, конечно, личные качества человека. Способности не развиваются от одного желания стать выдающимся певцом, банкиром, математиком, спортсменом. Особенно важны здесь трудолюбие, терпение, упорство, умение преодолевать трудности. Томас Эдисон, знаменитый американский изобретатель: «Гений — 99% труда и только 1% дарования». Только трудом человек может достичь результата. Для развития способностей важно поставить себе цель. Развитие способностей происходит в течение всей жизни, но решающим является период до 20 лет.
Вывод:
Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.
Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется.
7. Слово спортсменов
В нашей группе многие активно развивают свои способности, и судя по их достижениям, это уже не просто способности, а настоящие таланты.
Спорт имеет огромное значение в жизни человека, спорт дает возможность сохранять и укреплять здоровье, воспитывает волю к победе, решительность, и другие хорошие качества. Есть у нас студенты, которые занимаются спортом серьезно и как будущие медработники тем самым пропагандируют здоровый образ жизни. Дадим им слово.
Слово предоставляется спортсменам, которые рассказывают о себе и своих достижениях в спорте.
Слово художников, любителей поэзии, творчества своими руками
Некоторые люди могут выразить свои чувства, переживания, взгляд на мир через рисунки, поделки, стихи.
Рассказывают о своем увлечении.
Слово любителей музыки, песни и танцев
Большую роль в жизни людей играет музыка. Музыка завораживает нас, очаровывает, переносит в другой мир.
Есть музыка, которая заставляет нас находиться в движении.
Рассказывают о музыке, демонстрируют презентации и видео с собственным исполнением песен и танцев.
Обсуждение вредных увлечений
Мир увлечений для открытия и реализации своих способностей и талантов настолько велик и многообразен, что в нем можно путешествовать очень долго и находить много интересного и полезного. А как вы считаете, есть в мире вредные увлечения? И как вы относитесь к людям, которые стали жертвами таких увлечений?
Примерные ответы студентов:
— некоторые увлекаются курением, алкоголизмом, наркотиками;
— жертвы этих увлечений вызывают жалость, сочувствие, потому что губят свою жизнь.
Действительно, каждый человек чем-либо увлекается. Если это увлечение не мешает другим людям и не вредит самому человеку, то оно достойно уважения.
40 минут
3 Рефлексия.
Что необходимо прежде всего, что помогло бы открыть свои способности и свой талант?
1.Обмен мнениями о том, что помогло студентам раскрыть свои способности и свой талант.
2. Мини-дискуссия: Талантливы все или только избранные?
Слово куратора
Исследования ученых показали, что выдающиеся и гениальные люди могут родиться в любой самой обыкновенной семье. Примеров талантливых знаменитостей, которые родились в простых крестьянских, бедных, малообразованных семьях, предостаточно. Это Ломоносов М.В., Кулибин И.П., С.В. Ильюшин, маршал Г.К. Жуков. Труд, упорство в достижении цели, не боязнь проб и ошибок – залог успеха.
Путем «проб и ошибок» упорно работали ученые над проблемами, которые захватывали полностью их существование. Современники Т. Эдисона шутили, что если перед изобретателем поставить задачу найти иголку в стоге сена, то он, не теряя ни секунды, начнет поиски, перекладывая соломинку за соломинкой. В этой шутке и есть истина. Так, например,
— свой щелочной аккумулятор Эдисон получил, проделав 50 000 опытов;
— над разработкой своих открытий Ньютон работал 20 лет и даже заболел от переутомления. Работа, упорная, целеустремленная, самоотверженная – такова цель и причина открытия!
— знаменитые балерины Г.Уланова, М. Плисецкая, А. Павлова, Л. Семеняка, Е. Максимова по 14 часов проводили в балетном классе, чтобы потом весь мир удивлять своим талантом, к проявлению которого они пришли через каторжный труд, целеустремленность, настойчивость.
В каждом человеке природой заложены потенциальные возможности к творческой деятельности, которые необходимо развивать. 10 минут
4 Подведение итогов мероприятия
На этом наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что для каждого из вас она не прошла даром. Как вы считаете, как найти своё увлечение, если его ещё нет?
Действительно, для того, чтобы реализовать себя, нужно поглубже заглянуть в себя и не бояться сделать первый шаг:
— записаться в спортивную секцию;
— сочинить первую строчку;
— набросить первую петельку на спицах;
— сделать первый шов;
— попеть с друзьям в походе…
Старайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе.
Ведь жизнь увлечённого человека гораздо богаче, интереснее, красочнее. С таким человеком хочется общаться, с ним интересно в компании, на работе. И просто легче идти по жизни! И помните: до 20 лет у вас еще есть время, чтобы найти свое увлечение, раскрывающее ваши способности, а, может быть, даже талант!
Спасибо всем, кто рассказал о своих увлечениях, помогающих им проявить свои способности. Я очень рада, что ваши занятия так разнообразны, а самое главное, что вы этим по-настоящему увлечены. Это говорит о вашем богатом духовном мире. Не обо всех увлечениях вам сегодня удалось рассказать. У нас еще много талантливых и очень увлеченных студентов. Не огорчайтесь те, кто не рассказал о своих любимых занятиях, о том, как вы проводите свое свободное время. Этот разговор мы обязательно продолжим. Ведь такие встречи помогают нам лучше узнать друг друга, открыть для себя другого человека с другой стороны, услышать и увидеть даже то, что не ожидал узнать интересного о человеке, понять его духовный мир и стремления.
Диалог с группой
1.Поделитесь с нами, кто удивил вас сегодня больше всего? (вопрос и к гостям в том числе)
2.Что заставило вас задуматься? Какой вывод вы сделали?
«Если действовать не будешь, ни к чему ума
палата».
Ш. Руставели
1. Обязательно верьте в себя.
2. Поставьте перед собой цель.
3. Упорно трудитесь.
4. Старайтесь и постоянно внушайте себе, что все сможете.
5. Никогда не сдавайтесь.
6. Слушайте советы тех, кто старше и опытнее вас.
7. Делитесь своими способностями с окружающими людьми.
8. Не ленитесь.
9. Творите, выдумывайте, пробуйте.
Спасибо тем, кто нас терпеливо, внимательно и с интересом выслушал. Всем удачи и творческого вдохновения!
Остальные части данного отчета по практике: