Отчёт по практике под ключ. С печатями. Гарантия! Расчет
Меню Рубрики

Глава 2 для отчета по практике (НИР). МУИВ им. Витте. Юриспруденция. Курс 3

  1. Главная
  2. /
  3. Виды практики
  4. /
  5. НИР
  6. /
  7. Глава 2 для отчета...

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Понятие механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в России

Изучив выше предоставленный материал, поподробнее разберём защиту прав несовершеннолетних детей. Напомним, что говорится о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.
Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и, исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, определяет цели государственной политики в интересах детей:
– осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
– недопущение дискриминации прав ребенка;
– упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей;
– восстановление прав несовершеннолетних в случаях нарушений;
– формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
– содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей;
– воспитание в детях патриотизма и гражданственности;
– реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Важность прав несовершеннолетних, многосубъектность государственной системы защиты их прав обусловили необходимость создания специального механизма защиты несовершеннолетних, который включает в себя:
1. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания. Они реализуются путем создания по инициативе несовершеннолетних общественных объединений (организаций) обучающихся; проведения дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права несовершеннолетних учащихся, а также проведения во внеучебное время собраний и митингов по вопросам защиты нарушенных прав.
2. Обеспечение прав детей на охрану здоровья, которые осуществляется через оказание детям бесплатной медицинской помощи и медицинской диагностики, проведение лечебно-оздоровительной работы, в том числе и диспансерного наблюдения, медицинской реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
3. Защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости. Данный вид защиты несовершеннолетних предусматривает мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск, а работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра и т. д.
4. Защиту прав детей на отдых и оздоровление, которая происходит через сохранение и развитие учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.
5. Защиту прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей. Она осуществляется посредством экспертной оценки и учета нормативов строительства объектов социальной инфраструктуры для детей, использования данных объектов только по прямому назначению.
6. Защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Реализуется путем принятия мер в этом направлении, в том числе мер защиты от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
7. Защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, коротая осуществляется путем социальной реабилитации, судебной защиты прав и внесудебных процедур с учетом обеспечения приоритета личного и социального благополучия ребенка, особенностей возраста и социального положения несовершеннолетнего.

2.2. Структура и составные элементы механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в России

В связи с тем, что несовершеннолетние лица являются малозащищенной категорий населения, неспособной защитить себя, свои права и обязанности самостоятельно, они должны опекаться не только родителями и их законными представителями, но и государством. Для решения данного вопроса и была создана система органов государственной власти и местного самоуправления, занимающихся реализацией конституционных прав самых незащищенных представителей общества.
Местное самоуправление, как одна из снов конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление в РФ представляет собой самостоятельную форму осуществления народом своей власти, осуществляемую под свою ответственность непосредственно самим населением и (или) через органы местного самоуправления [5]. Решение вопросов местного значения обеспечивается в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, и в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ.
Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения и избираются непосредственно населением и (или) образуются представительными органами муниципального образования.
Защита прав несовершеннолетних включает в себя систему нормативно-правовых актов, которые, во-первых, устанавливают правовой статус несовершеннолетних, заключающийся в установлении прав, обязанностей и гарантий их реализации, а, во-вторых, закрепляют основы организации деятельности органов местного самоуправления по работе с несовершеннолетними и защите законных прав и обязанностей.
Конституционные права несовершеннолетних на территории РФ обеспечиваются во всех все сферах их деятельности: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовая занятость, досуг, социальное обеспечение и др. [8].
Конституция Российской Федерации признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека, и гражданина, в том числе и несовершеннолетнего, относит к обязанностям государства (статья 2). Права несовершеннолетних могут защищаться различными способами и средствами (экономическими, организационными, воспитательными и др.). Причем полная защищенность прав и свобод несовершеннолетних (их ненарушаемость) – это скорее идеальная цель, которая не достижима в реальной жизни.
При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд. Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности, и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на:
а) Органы опеки и попечительства;
б) Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних);
в) Инспекцию по делам несовершеннолетних при ОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.
Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.
Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием для лишения родителей родительских прав.
Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства. К первым относятся: Прокуратура, Органы внутренних дел.
Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
а) Предъявление иска о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, об отмене усыновления ребенка;
б) Предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка;
в) Непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка;
г) Внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона;
д) Опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом.
Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей.
Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В обязанности этих комиссий входит:
а) Предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
б) Осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, Способствующих их безнадзорности, беспризорности;
в) Организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
г) Подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.
Органами опеки и попечительства, в соответствии с ч. 1 ст. 34 ГК РФ, являются органы местного самоуправления, организация и деятельность которых определяется уставами муниципальных образований. Осуществляя свою деятельность, органы опеки и попечительства руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, нормативно-правовыми актами РФ, а также уставами муниципальных образований.
Стоит напомнить, что в соответствии с законодательством, опека устанавливается над малолетними (до 14 лет) и гражданами, которые признаны судом недееспособными в следствие психического расстройства (ст. 32 ГК РФ). В свою очередь, попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также гражданами, ограниченными судом в дееспособности (ст. 33 ГК РФ).
Среди основных задач органов опеки и попечительства, в соответствии со ст. 7 ФЗ «Об опеке и попечительстве», можно выделить защиту прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и граждан, находящихся под опекой и попечительством. Подробнее о деятельности органов опеки и попечительства можно узнать в вышеупомянутых нормативно-правовых актах.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Одним из направлений защиты прав и интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является функционирование учреждений государственной поддержки детства, которые реализуют социальную политику в интересах детей, т. е. устанавливают отношения и взаимодействия основных социальных сфер, структур и институтов, способных обеспечить правовые, экономические и организационные условия и гарантии развития особой социально-демографической группы населения – детей, обладающих специфическими приоритетами, правами, потребностями и интересами.
Учреждения государственной поддержки детства – это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детейинвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые для поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В учреждения государственной поддержки детства принимаются несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации, которым, по заключению областной психолого-медико-педагогической комиссии, показано пребывание в учреждении стационарного социального обслуживания.
Основными задачами учреждений государственной поддержки детства являются:
– обучение и воспитание детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
– охрана жизни и укрепление здоровья;
– оказание психолого-медико-педагогической и социальной помощи;
– соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетних;
– реализация образовательных программ и формирование общей культуры личности воспитанников; – социальная адаптация воспитанников;
– социально-правовая защита несовершеннолетних;
– создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Учреждения государственной поддержки детства имеют конечной целью формирование социально адаптированной личности, нужной и полезной обществу.
Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.
Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах, являющихся, частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение [5].

2.3. Основные направления деятельности органов государственной власти России относительно юридического обеспечения защиты прав несовершеннолетних

В деятельности государства по защите прав детей выделяются следующие направления:
— принимаются законодательные акты, в которых прописываются гарантии и нормы реализации гарантий;
— создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих норм и гарантий;
— совершенствуется практика, институты и нормы, создаются дополнительные условия, которые возникают в соответствии с изменением экономических, социальных и иных мер, поскольку защита несовершеннолетних – процесс развивающийся, динамичный [4].
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возложена на комиссию по делам несовершеннолетних, создаваемую органами местного самоуправления, и осуществляющую деятельность на территории соответствующих муниципальных образований субъектов РФ. Их деятельность регламентирована законодательством субъекта РФ [2, с. 158–161].
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об основных мерах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений выступают:
1) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
2) предупреждение, выявление и устранение причин и условий безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
3) организация социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
4) выявление и пресечение случаев вовлечения склонения их к суицидальным действиям, вовлечение в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий.
В пределах своей компетенции, комиссии по делам несовершеннолетних:
1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите от всех форм дискриминации, различных видов насилия, эксплуатации и грубого обращения;
2) при необходимости содержания несовершеннолетних в специально воспитательных учреждениях закрытого типа, подготавливают материалы, предоставляемые в суд;
3) в случаях, предусмотренных ФЗ «Об образовании в РФ», рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних из организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
4) осуществление функций по социально реабилитации (помощь в бытовом устройстве и трудоустройстве) несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и другие (ст. 11 ФЗ «Об основных мерах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Больше информации о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних можно узнать в вышеупомянутых нормативно-правовых актах.
Дополнительным механизмом, выработанным мировой практикой, обеспечивающим защиту прав несовершеннолетних, выступает институт Уполномоченного по правам ребенка, обладающий большим кругом вопросов защиты прав несовершеннолетних по сравнению с теми, что отнесены к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних.
С целью эффективности осуществления функций по защите прав несовершеннолетних, в субъектах РФ учреждается должность Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ. Особенности правового положения определяется ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации». Обращая внимание на масштабы территории России, стоит оценить целесообразность учреждения Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ, имеющего возможность оперативного реагирования на нарушение прав несовершеннолетних.
На должность Уполномоченного по правам ребенка избирается лицо, обладающее общественным авторитетом, высокими профессиональными и личными качествами, стремящееся осуществлять правовое просвещение несовершеннолетних, налаживать с ними связь и защищать их права.
В соответствии с действующими нормами, Уполномоченный содействует:
1) восстановлению нарушенных прав;
2) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;
3) совершенствованию законодательства РФ (в той части, которая касается защиты прав и законных интересов детей);
4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.
Таким образом, охрана детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.
Состояние защищенности прав несовершеннолетних оценивается с учетом социально-экономической обстановки в стране, экономического и правового потенциала государства, используемого для защиты прав этих субъектов, видов угроз безопасности несовершеннолетних.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относит реализацию государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей-инвалидов, организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей.
Во исполнение конституционных принципов действующее законодательство создает необходимую систему защиты интересов несовершеннолетних. Деятельность государства по защите детства можно разделить на три пласта:
1. Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях.
2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм.
3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита несовершеннолетних – феномен динамичный, развивающийся.
В целом, Российская Федерация обладает необходимым потенциалом для защиты прав и свобод несовершеннолетних. Оценка состояние защищенности прав несовершеннолетних зависит от социально-экономической обстановки в стране, экономического и правового потенциала государства [9]. Деятельность органов местного самоуправления должна быть направлена на реализацию государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей–инвалидов, а также на организацию и обеспечения отдыха и оздоровления детей. Защита прав несовершеннолетних, относящихся к незащищенной категории населения — это задача, стоящая перед всем обществом и государством в целом.

Остальные части данного отчета по практике:

  1. Введение
  2. Глава 1
  3. Глава 2
  4. Заключение
  5. Содержание
  6. Список литературы
  7. Титульный лист

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

https://disk.yandex.ru/i/Wdh2HKJQ4--eNg

К какому разделу относится
Рубрики: Виды практики и НИР. ВУЗ: МУИВ им. Витте. Специальность: Юриспруденция. Курс: 3 курс.
Заказать практику