2. Имидж и управление карьерой
Для многих современных людей деловая карьера в настоящее время приобретает еще более важное значение, чем несколько лет назад. Управление карьерой в современных условиях – не только способ заработать больше, но и основное средство управления жизнью для профессионалов, которые работают везде, где бы они ни находились. Действительно, карьере и ее планированию в современной системе менеджмента уделяется едва ли не первостепенное значение – сегодня этот процесс не принято пускать, что называется, на самотек, а управление карьерой в его нынешнем виде представляет собой сложную и долгосрочную стратегию. Кроме того, успешная карьера – ключевой элемент к созданию первоначальных накоплений для дальнейшей деятельности инвестора и бизнесмена. По мнению множества людей, карьера представляет собой максимально эффективное продвижение по служебной лестнице, хотя это далеко не полное ее определение [12].
Помимо этого, удачная карьера – это еще и средство самовыражения, удовлетворение собственным трудом, способ завоевать уважение в глазах окружающих и определенный социальный статус. Ни для кого не секрет, что сотрудник, который пришел в компанию исключительно для зарабатывания денег, для компании может быть непривлекателен как потенциально нелояльный сотрудник. Это особенно хорошо видно на примере российского бизнеса. А человек, который изначально имеет планы на будущее в данной организации, нередко добивается гораздо большего результата. Недаром одним из первостепенных вопросов, который зададут на собеседовании претенденту на рабочее место, будет то, кем потенциальный сотрудник видит себя в данной компании через год, пять, десять лет. Не стоит недооценивать данную тактику, ведь таким образом руководство практически безошибочно определяет степень мотивации потенциального сотрудника. Таким образом, можно сказать, что карьера является абсолютно осознанной позицией каждого человека, выражающей его убеждения и стремления в трудовой деятельности [9].
Важно помнить, что существует две разновидности этого понятия, которые не следует путать между собой – выделяют карьеру внутриорганизационную, ту, что создается на одном месте работы, а также профессиональную, которая включает в себя все достижения человека на всех местах работы. Известно, что каждый человек является кузнецом своего счастья – наиболее эффективные способы планирования собственной трудовой деятельности каждый из нас выбирает самостоятельно. Однако современные компании уделяют все больше внимания такому вопросу как управление карьерой персонала. Пусть даже только в том случае, когда речь идет о внутриорганизационном продвижении по служебной лестнице. Это неудивительно, ведь именно от этого фактора нередко зависит успех организации в целом и, следовательно, эффективность бизнеса. По мнению экспертов по вопросам организации труда, существует простой и безотказный способ диагностировать явные проблемы с управлением карьерой персонала – если в корпорации наблюдается устойчивая «текучка» кадров, и, в особенности, менеджеров среднего звена, это говорит о том, что организации карьеры сотрудников руководство должного внимания не уделяет. Итак, как руководитель может непосредственным образом повлиять на такое планирование?[7]
В первую очередь, необходимо четко установить задачи и поставить корпоративные цели, в противном случае, работа в компании превратится для сотрудников в бег в неизвестном направлении. Для того, чтобы процесс управления карьерой был более продуктивным, начинают его, как правило, после аттестации работников. Именно аттестация и объективная оценка возможностей позволит выделить наиболее перспективных членов команды, из которых в будущем можно вырастить хороших специалистов или даже руководителей. Однако грамотная постановка целей – это далеко не единственное средство управления: руководитель должен также предложить и средства достижения этих целей, причем, средства реальные и наиболее эффективные. Наверное, нет смысла говорить о том, что дальновидный руководитель не экономит на профессиональном развитии своего персонала: в первую очередь это выгодные инвестиции и лишь во вторую – затраты. Несмотря на то, что в настоящее время карьерой и продвижением персонала в компаниях управляют буквально со всех сторон (занимаются этим практически все – руководство, менеджмент среднего и высшего звена, кадровые работники), в первую очередь успех деловой системы будет зависеть все же от самих сотрудников [10].
Приведем пять простых советов для тех людей, мотивация и успех в работе для которых – не просто красивые слова [10].
Правило первое. Как бы странно это ни звучало, не стоит тратить свое драгоценное время на вялых, безынициативных и немотивированных руководителей – шансы сделать карьеру в такой организации обычно равны нулю. Выбирайте такие компании, для руководства которых профессиональный рост и развитие сотрудников занимает одно из ключевых мест: таким образом вы получите возможность не только занять в ближайшем будущем интересную вам должность, но и значительно вырасти в профессиональном плане, причем за счет работодателя.
Правило второе. Нельзя недооценивать бизнес-планирование. Помните, что настоящего успеха добивается только тот человек, который научился управлять собственным временем и грамотно планировать свою деятельность. Недаром большинство компаний сегодня уделяет внимание тайм-менеджменту.
Правило третье. Научитесь расставлять приоритеты и ставить цели, причем, реальные цели. Управление карьерой – длительный и довольно сложный процесс, требующий последовательного подхода. Человек, чересчур стремительно, необдуманно и без предварительной оценки собственных сил начавший продвижение по служебной лестнице, может так же стремительно его и окончить.
Правило четвертое. Постоянное обучение и самосовершенствование – вот одно из главных составляющих успешной карьеры. Вполне очевидно, что в тот день, когда человек прекращает учиться новому, его профессиональный рост окончен. И, наконец, пятое правило гласит о том, что построение карьеры всегда является компромиссом между желаниями и реальностью. Научитесь объективно оценивать ситуацию и максимально гибко ориентироваться в ней. В итоге, необходимо отметить, что управление карьерой является исключительно добровольным и осознанным процессом. Как только человек решает для себя, что работа в данной организации стала невыгодной и неинтересной для него, как для профессионала – он должен смело увольняться [12].
Стремительная карьера — результат усилий, которые прикладывает человек. Успешные предприниматели уверены, что репутация крайне важна. Она приобретается трудом сотрудника и подразумевает достойные назначения и интересные проекты. Профессионалы говорят, что сначала человек работает на репутацию, а потом — она него. Особенно важен статус для людей, которые имеют дело с нематериальными активами и предоставляют консультативные услуги. От этого зависит их хорошая карьера и успех.
Репутация позволяет определить профессионализм человека, оценить масштаб проектов, с которыми он работает. От первого впечатления может зависеть дальнейшая карьера. Поэтому важно работать над своим имиджем — это своего рода ваш бренд, актив личности. Хорошая репутация мотивирует работодателя или клиента повышать финансовое вознаграждение сотрудника и заключать с ним новые договора. Хорошая карьера и имидж зависят от разных факторов: внешнего вида, умения подать себя, способности вступать в контакт с людьми и находить общий язык с работодателем, речи, манеры и привычек [22].
Эффективный инструмент для создания имиджа и развития карьеры — ответственный и честный подход к своим обязанностям. Но не стоит забывать о внешнем виде. Люди оценивают человека по манере держаться, говорить, по скорости речи и жестам — такова их психология. Внешний вид на 70-80% определяет, какое впечатление вы произведете на окружающих. Богатая речь — важная часть имиджа.
Ухоженность, аккуратность, опрятность доброжелательная улыбка — это визитная карточка успешного человека. Одежда — еще одна важная составляющая имиджа. Хорошая карьера и репутация делового человека подразумевают строгий стиль: прямые линии, сдержанный крой, отсутствие пестрых цветов в одежде.
Правильно подобранный аромат подчеркнет созданный образ. Запах должен быть слегка уловимым, не резким и не дурманящим.
Аксессуары — это те важные мелочи, которые работают на имидж.
Эти качества помогают строить карьеру и устанавливать контакт с людьми.
Психологический портрет делового человека — вторая составляющая имиджа. Карьера стремительно развивается у людей, которые обладают определенными чертами характера: целеустремленностью, эмоциональной устойчивостью, умением преодолевать трудности. Образ порядочности и гуманности, надежность вызывают уважение у окружающих. Люди тянутся к человеку, который им симпатичен. Чтобы укрепить доверие к своим профессиональным качествам, нужно не только развивать IQ, но и учиться управлять эмоциональной сферой, тренировать навыки психологического воздействия.
Одна из основных задач имиджа — подчеркнуть лучшие личностные характеристики.
Брайан Трейси, успешный бизнесмен, уверен: не стоит ждать, что окружающие оценят вашу личность, но совсем не обратят внимания на внешность. Чтобы карьера пошла вверх, возьмите на вооружение ценные рекомендации. Как правило, в успешной компании дресс-код начинается сверху [4].
Остальные части данного отчета по практике: