4. Анализ художественного фильма, где главным (или одним из главных) героем является педагог
Мною был выбран фильм:
Фильм-драма о ценностях и человеческой морали, об эгоизме поколений, надломе между эпохами. «Дорогая Елена Сергеевна» снят по пьесе Людмилы Разумовской известным талантливым режиссером Эльдаром Рязановым.
Елена Сергеевна — скромная моралистка, строгая учительница математики, которая всегда учила детей с самого первого класса быть честными и порядочными людьми, ценить человеческое достоинство и жить по совести.
Принципиальная Елена Сергеевна уверена, что живет правильно и не собирается менять свои устои. Она одинокая старая дева, которая содержит пожилую и больную мать. Школьники Витя, Паша, Володя и Ляля решили зайти в гости и поздравить ее с днем Рождения. Ученики были примерными и показательными в классе, почти отличники и хорошисты, если не считать, что написали экзаменационную контрольную по математике не очень.
Володя, сын богатых и влиятельных родителей, воспитанный и вежливый юноша, преподнес подарок своей дорогой учительнице. Набор бокалов из богемского стекла считался признаком невиданной роскоши. Учительницу очень смутил такой дорогой подарок. Она сама приготовила торт к празднику и подала ученикам с позитивным настроением. Только не знала бедная Елена Сергеевна что дети давно выросли и потеряли свой моральный облик, дальше она увидит вторую сущность каждого из них. Двойное дно черной, искаженной новыми веяниями человеческой души.
Оказывается, школьники пришли не с такими благими намерениями, как показалось учительнице. Они пришли забрать ключ от сейфа, в котором хранились экзаменационные работы по математике. Они решили подменить неудачные работы на копии. Елена Сергеевна, узнав причину их визита, очень огорчилась, стала отговаривать учеников не делать такого. Ведь это нечестно, непорядочно и в корне неправильно. Она еще не знала, до чего опустятся ее любимые подопечные, ради желания поступить в ВУЗ и выгодно выглядеть на выпускной.
Убедить пожилого и морально устойчивого педагога им не удалось. Дальше, в ход пошли методы, которые просто поразили зрителей своей мерзостью, цинизмом, хамством и подлостью. Ученики, которых Елена Сергеевна воспитывала на морально-этической волне, превратились в неуправляемых существ. Они напились шампанского и остановится более не смогли. Отличники и примерные хорошисты, ради своей цели, опустились до нижайшего уровня. Они устроили пошлый обыск в поисках ключа, с применением насилия. Это выглядело крайне омерзительно. Моральные ценности и человеческие качества были забыты. Володя предложил деловой обмен, перевезти маму Елены Сергеевны в хорошую клинику, его папа имел большие связи и сферу влияния. Когда принципиальная учительница не захотела идти и на этот компромисс, школьники дошли до крайности.
Володя применил шантаж и начал попытку изнасилования Ляли, чем вызвал у Елены Сергеевны панику, истерику и сердечный приступ. Володя, которому вообще не было никакой выгоды от этого визита к учительнице математики, просто развлекался и получал от этого шабаша особое удовольствие. Володя — образ заводилы и подстрекателя, никчемного и низкого человека. Паша — отличник и двуличный подлец, который ради выгоды, готов на любую мерзость. Они еще дети, подростки, но поведение копируют у взрослых людей. Их поведение — это не только влияние школы, это еще и влияние окружения, обстановки в семье и в целом.
Конфликт поколений в переходный период двух столетий, ярко продемонстрирован в этой драматической киноленте, он раскрывает причину падение нравственности нового поколения. В конце фильма Елена Сергеевна закрывается в ванной и ключ остается лежать на журнальном столике. Школьники, испугавшись сердечного приступа и смертельного исхода их глупой затеи убегают, чтобы не отвечать за последствия. Ключ не достался никому, стоило оно того вообще? Есть эпизод в фильме, когда никого не жалко и кажется, что нет в картине позитивных героев вообще. Но это только на первый взгляд, с развязки фильма следует посыл к зрителям: на свете нет ничего ценнее человеческого достоинства и сохранить его нужно любой ценой. Никакие блага не стоят человеческой чести, нет таких целей, ради которых можно было бы переступить через все.
Нравственное падение моральных ценностей довели авторитетных старшеклассников, будущих выпускников до преступления, до морально насилия над учительницей. Ниже уже некуда было опуститься. Страшная трагедия не просто одного человека, это трагедия всего общества. Достаточно только вдуматься в ту реальность, которая произошла, и мурашки бегут по коже. Нет уважения, как к педагогу, и даже, как к просто человеку, нет жалости. Как же обнищали человеческие качества. Ведь в будущем эти люди пойдут во взрослый мир и какие же качества они проявят к другим людям, как они будут жить в свете своих моральных убеждений. Фильм заставляет о многом задуматься. Многое нужно переосмыслить, особенно воспитание подрастающего поколения. На каких ценностях они должны расти, чтобы в жизни никогда не переступить через самое святое, не потерять человеческий облик и свое достоинство.
Остальные части данного отчета по практике: