3. Проведение психолого-педагогической диагностики ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Цель задания: формирование практических навыков по проведению психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ, а также умений анализировать специфические для каждой конкретной нозологии особенности развития детей конкретного возраста.
Психолого-педагогическая диагностика ребенка с ОВЗ.
Мартынов Илья Андреевич.
Учился в средней общеобразовательной школе с 2016 года. Стал посещать школу с 7 лет.
Социально – бытовые условия, в которых живёт и воспитывается ребёнок, удовлетворительные: семья имеет свой дом. Отец ребёнка имеет постоянное место работы. Семья полная, в ней воспитывается 4 детей.
К обучению в школе Мартынов Илья был не готов (задержка речевого развития, недоразвитие психических процессов, не развита мелкая моторика рук). Мальчик посещал детский сад в селе. Базы для обучения в первом классе не было.
В 2016-2017 учебном году Мартынов Илья был направлен на ПМПК. В 1 классе мальчик остался на повторный курс обучения.
Во время повторного обучения в 1 классе в 2017-2018 учебном году Мартынов Илья занимается на дому. Усвоение программного материала идёт удовлетворительно.
Темп деятельности низкий. У ребёнка повышенная утомляемость и отвлекаемость, низкая степень внимания. На уроках спокоен, старается ответить на поставленные вопросы, частично может повторить ранее пройденный материал.
Удовлетворительно развиты организационные умения и навыки: умеет отобрать учебные принадлежности для урока, расположить их в нужном порядке, но не соблюдает требования к оформлению письменных работ, не всегда сразу после указания учителя включается в работу, не поддерживает правильную осанку (руки постоянно держит под столом, периодически чешет части тела).
У мальчика недостаточно полный объем знаний об окружающем мире. Знает сведения о себе, о братьях и сестре, но не знает, имя и отчество мамы, папы, адрес проживания. Испытывает трудности в установлении простых причинно — следственных отношений между явлениями действительности. На вопросы, касающиеся осведомленности об окружающем мире не всегда даёт правильные ответы (объем знаний об окружающем мире не соответствует возрастной норме; эти знания не системны).
По окружающему миру не знает название времен года, месяцы, дни недели. Программный материал по предмету был воспринят с интересом (темы связанные с животными, птицами, бытовыми особенностями).
Учебно-познавательная мотивация развита слабо. На уроках низкая активность внимания, быстро переключается, устает. На большой части занятий во втором полугодии стала наблюдаться активность и заинтересованность в усвоении учебного материала.
Мартынов Илья воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно не может, приходится несколько раз повторять инструкцию. Не может найти и исправить самостоятельно ошибку в своей работе. Слабо развита мелкая моторика рук, испытывает трудности при ориентировании в тетрадях по письму и математике. Не может запомнить графическое написание отдельных букв (Ч, Щ, Ш и др) и цифр, периодически приходится их напоминать.
По математике учебный материал усваивается с временной задержкой. Систематически повторяется и закрепляется.
Общепознавательные умения развиты удовлетворительно: умеет выделять в предметах определённые признаки, различить в объекте размер, форму, цвет и т.д., находит между двумя объектами одинаковые, похожие, различные признаки, делает вывод-обобщение после выполнения работы с помощью учителя.
Мартынов Илья знает и правильно применяет в неравенствах и равенствах знаки «больше», «меньше», «равно». Мальчик не знает состав чисел первого десятка (5=3и2); не знает таблицу сложения и вычитания чисел (3+2, 5-1, 7+4, 11-5), считает с помощью счётных палочек или линейки, периодически по несколько раз пересчитывая и получая разные ответы; не называет последующее и предыдущее число. Последовательность и написание чисел от 0 до 20 запомнил и воспроизводит с трудом.
Знает геометрические фигуры, умеет чертить отрезки заданной длины. Устным счётом не владеет. Задачи в 1-2 действия решает с помощью учителя (выбор знака действия при решении задачи носит угадывающий характер).
Математические диктанты и контрольные работы самостоятельно прочитать и выполнить не может. Испытывает трудности при осмыслении учебного материала. Навык выполнения простых счетных операций не развит.
Читает со скоростью 17 слов в минуту, но искажает слова, может при чтении перескочить со строки на строку, не всегда понимает смысл прочитанного; ответить на вопросы к тексту может выборочно. Чтение носит угадывающий характер. Пересказывает прочитанное с трудом. С интересом работает по иллюстрации. В течение учебного года несколько четверостиший выучил наизусть.
При письме наблюдаются трудности с мелкой моторикой рук. Высота и размеры букв нарушены. По русскому языку не может дать характеристику гласных и согласных звуков (парные, звонкие, глухие, твердые мягкие). Искажает написание букв, их соединения. Не может самостоятельно делить слова на слоги, выполнять перенос слов, пользуясь правилом. При списывании пропускает буквы и слова, не соблюдает начало и конец предложений. Имена собственные пишет с маленькой буквы, допускает ошибки на сочетания жи-ши, ча – ща, чу- щу,чк, чн. При письме под диктовку не соблюдает границы предложений, допускает ошибки на сочетания ча-ща, чу – щу, жи- ши , в словах пропускает гласные буквы. Не может выполнять звуко – буквенный анализ слов.
Со взрослыми и одноклассниками тактичен и вежлив.
Состояние здоровья и физическое развитие удовлетворительное.
Остальные части данного отчета по практике: