Введение
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является составной частью учебно-воспитательного процесса и имеет важное значение в подготовке квалифицированного специалиста. Она направлена на закрепление и углубление знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения, а также овладением системой профессиональных умений и навыков.
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проходила на базе Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые.
Целью практики является систематизация теоретических знаний и расширение круга практических умений по профилю подготовки путем сбора и анализа фактического материала, проверки на практике основных положений и рекомендаций в рамках направления подготовки и профиля образовательной программы.
Задачи практики:
1) изучение законодательных и подзаконных актов, а также внутренних корпоративных регламентов;
2) обработка массивов данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
3) анализ и интерпретация показателей, характеризующих процессы;
4) подготовка информационных обзоров и аналитических отчетов;
5) непосредственное участие проектного отдела организации.
1. Краткая характеристика Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые
Муниципальный округ Пороховые – это муниципальное образование в составе Красногвардейского района Санкт-Петербурга, одно из 111 внутригородских муниципальных образований города. Это один из самых густонаселенных округов Санкт-Петербурга, со своей уникальной историей и богатой внутренней жизнью.
Пороховые обязаны своим возникновением и названием Охтинскому пороховому заводу, основанному в этих местах по указу Петра I. Определяющее влияние на формирование и развитие местности оказали постепенно расширяющиеся производства завода, рабочие слободы и военные поселения, а также дворянские усадьбы, разместившиеся здесь в XVIII веке, вокруг которых возникли деревни – Яблоновка, Малиновка, Жерновка.
Современные Пороховые включают в себя промышленные кварталы вдоль отвода железной дороги Санкт-Петербурга и 11 жилых кварталов Ржевки-Пороховых. Главные магистрали – проспекты Косыгина, Наставников и Индустриальный. На территории округа расположен парк Малиновка. Площадь территории округа – 730 га. Численность населения – более 130 000 человек, что составляет треть жителей района. В округе более 220 жилых домов, 23 детских сада, 15 школ, 3 библиотеки, 2 взрослые и 2 детские поликлиники [5].
Адрес расположения Администрации: город Санкт-Петербург, пр. Косыгина, д. 27, корп.1.
Органами местного самоуправления муниципального образования Пороховые являются:
1) представительный орган – Муниципальный Совет муниципального образования муниципальный округ Пороховые;
2) исполнительно-распорядительный орган – Местная Администрация муниципального образования муниципальный округ Пороховые;
3) глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя Муниципального Совета – глава Местной Администрации [5].
На рисунке 1 представлена структурная схема организации органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пороховые [5].
Рис. 1 – Структурная схема организации органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пороховые
В таблице 1 представлена информация о руководителях местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые [5].
Таблица 1
Информация о руководителях местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые
ФИО Должность Обязанности
Литвинов Валерий Александрович Глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя Муниципального Совета, – глава Местной Администрации Принимает решения местного значения
Астанина Светлана Ивановна Заместитель Главы муниципального образования, исполняющего полномочия председателя Муниципального Совета, – главы Местной Администрации Курирует Аппарат Муниципального Совета, депутатские комиссии и работу с общественными организациями
Степанов Павел Тимофеевич Заместитель главы Местной Администрации Курирует общий отдел и вопросы планирования и муниципального заказа
Небогов Максим Николаевич Заместитель главы Местной Администрации Курирует вопросы благоустройства и планирования
Местная Администрация наделяется в соответствии с Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.
Местной Администрацией на принципах единоначалия руководит глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя Муниципального Совета, – глава Местной Администрации.
Местная Администрация обладает правами юридического лица и действует в соответствии с Положениями федерального законодательства, законов Санкт-Петербурга и Уставом.
Помимо руководства в Местной Администрации функционируют следующие отделы:
1) отдел планирования и муниципального заказа;
2) отдел благоустройства;
3) отдел опеки и попечительства;
4) общий отдел;
5) административно-правовой отдел.
В таблице 2 представлены сведения об исполнении бюджета МО Пороховые за первое полугодие 2019 года [5].
Таблица 2
Сведения об исполнении бюджета МО Пороховые за первое полугодие 2019 года
Показатель План на
31.12.2019
(тыс. руб.) Исполнение на
01.07.2019
(тыс. руб.) Процент исполнения, %
Доходы 139000,0 67766,8 49
Расходы, в том числе:
самосодержание, в том числе:
— местное самоуправление;
— отдел опеки;
— проведение выборов;
— прочие расходы. 152000,0
47856,0
27804,9
4999,4
14552,5
499,2 69546,8
13368,9
10639,2
2265,0
332,7
132,0 46
28
38
45
2
26
Продолжение таблицы 2
ГО и ЧС, профилактика
правонарушений 800,0 0
Организация временного
трудоустройства 1000,0 0
Благоустройство, в том числе:
— асфальтирование и
благоустройство;
— санитарное благополучие;
— компенсационное озеленение;
— содержание детских и спортивных
площадок. 56840,0
35955,0
7713,0
2556,2
10615,8 35824,6
28700,0
2229,9
221,3
6973,4 67
80
29
8
66
Повышение квалификации
служащих
200,0
8,5
4
Молодежная политика 2380,0 811,3 37
Культура 18560,0 6865,0 37
Социальная политика 22651,2 9869,2 44
Массовый спорт 220,0 50,0 23
Средства массовой информации 1500,0 449,3 30
Основными направлениями работы административно-правового отдела Местной Администрации МО Пороховые является проведение мониторинга изменений законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, внесение дополнений и изменений в правовые акты органов местного самоуправления муниципального образования, разработка проектов нормативных правовых актов, осуществление деятельности по профилактике коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования, участие в проведении антикоррупционного мониторинга, юридическая экспертиза и визирование муниципальных контрактов, обеспечение административной деятельности главы внутригородского муниципального образования, прием и перераспределение корреспонденции, обработка, подготовка и отправка ответов на полученные письма, обеспечение делопроизводства, сбор и обработка необходимой информации.
За первое полугодие 2019 года была проведена следующая работа [5].
1. Разработан отделом и принят Муниципальным Советом нормативный правовой акт:
— решение Муниципального Совета от 28.02.2019 № 130 «Об утверждении Положения о кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пороховые».
2. Внесены дополнения и изменения в:
— решение Муниципального Совета от 28.02.2019 № 131 «О внесении изменений и дополнений в Положение, утвержденное решением Муниципального Совета от 01.03.2018 № 103 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пороховые и урегулирование конфликта интересов (в новой редакции)»;
— решение Муниципального Совета от 19.06.2019 № 136 «О внесении изменений и дополнений в Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании муниципальный округ Пороховые (в новой редакции)»;
— постановление Местной Администрации от 12.04.2019 № 2 «О внесении изменений в административные регламенты Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пороховые по предоставлению муниципальных услуг»;
— постановление Местной Администрации от 25.04.2019 № 3 «О внесении изменений в административные регламенты Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пороховые по предоставлению государственных услуг»;
— постановление Местной Администрации от 25.04.2019 № 4 «О внесении изменений в административные регламенты Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пороховые по предоставлению муниципальных услуг».
3. Разработан проект решения Муниципального Совета «О внесении изменений в Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пороховые».
4. Проведены антикоррупционные мониторинги, данные направлены в Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
5. Осуществлена юридическая экспертиза 49 муниципальных контрактов.
6. Принято и зарегистрировано 1310 входящих обращений физических и юридических лиц, а также информации из государственных органов.
7. Зарегистрировано и отправлено 515 документов.
2. Проектная деятельность Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые
Основания для реализации проектной деятельности Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые:
1) утвержденная долгосрочная «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации»;
2) утвержденная долгосрочная «Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области»;
3) утвержденная долгосрочная «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Пороховые».
В таблице 3 представлена деятельность Местной Администрации в области проектного управления.
Таблица 3
Деятельность Местной Администрации в области проектного управления
Направления деятельности Состав Удельный вес
Операционная (поддерживающая) деятельность Основная деятельность
80%
Проектная деятельность 1) проекты, обеспечивающие реализацию Стратегии социально-экономического развития;
2) проекты, входящие в перечень приоритетных федеральных направлений;
3) проекты по улучшению инвестиционного климата.
20%
В деятельности Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые протекают внутренние и внешние бизнес процессы. Содержание процессов и их наименование четко привязаны к результату деятельности организации или структурного подразделения. От этого зависит определение границ процесса, соответственно, границ ответственности, а также методика оценки эффективности.
К первой группе отнесены процессы, результатом которых являются услуги, произведенные непосредственно структурами администрации и адресованные конкретным гражданам, группам граждан, организациям. В этой группе, кроме уже перечисленных выше, оказываются такие процессы, как предоставление земли в аренду, услуги социального характера.
Вторая группа процессов объединяет процессы управления различными сферами жизнедеятельности города и его жителей: управление образованием, управление системой здравоохранения, управление благоустройством и транспортом, управление ЖКХ и другими вопросами.
Третья группа процессов объединяет деятельность исполнительных органов власти в сфере планирования, прогнозирования развития муниципального образования, управления ресурсами. Результатами этих процессов являются проекты, концепции, планы развития, бюджет города и так далее. Конкретного потребителя здесь выявить невозможно – это все муниципальное сообщество физических и юридических лиц.
В таблице 4 представлены основные бизнес-процессы Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые [5].
Таблица 4
Основные бизнес-процессы Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые
Процессы Цель Результат Потребители
Административные услуги 1) повышение качества и уровня жизни населения Разрешения, справки Отдельные граждане
Управление комплексом муниципального округа 1) повышение качества и уровня жизни населения;
2) повышение уровня социально-экономического развития муниципального округа Управленческое решение Предприятия, учреждения
Управление социально-экономическим развитием муниципального округа 1) повышение уровня социально-экономического развития муниципального округа План, проект, концепция Местное сообщество
Все процессы в Местной Администрации подразделяются на основные и вспомогательные.
Основные процессы – это процессы, направленные на решение вопросов местного значения.
Вспомогательные процессы:
1) бюджетирование;
2) управление муниципальной собственностью.
На сегодняшний день приоритетным проектом Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые является проект «Формирование комфортной городской среды».
Внедрение проектного управления в Местной Администрации осуществляется в несколько этапов:
1) создание отдельного подразделения;
2) наделение функциями проектного офиса существующего подразделения;
3) назначенный или выделенный сотрудник Местной Администрации.
На рисунке 2 представлена организационная схема управления проектом в Местной Администрации [5].
Рис. 2 – Организационная схема управления проектом в Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые
Основными результатами управления социальными проектами являются цели, сроки, качество и стоимость достижения результатов. Получить лучшие результаты можно выбирая соответствующие технологии управления проектами, состав, характеристики и назначения ресурсов для реализации муниципальных проектов. Для управления ресурсами необходимо обеспечить эффективную организационную структуру управления проектами, управление коммуникациями, персоналом и тому подобное.
Основным вопросом при реализации муниципальных проектов является наличие ресурсов, необходимых для реализации проектов. При этом проблемой становится как отсутствие требуемых ресурсов, так и их внезапное увеличение, связанное с попаданием муниципалитета в какую-либо программу или целевое федеральное, или региональное финансирование (табл. 5).
Таблица 5
Утвержденные программы муниципального образования Пороховые на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов
Муниципальная программа Бюджет, тысяч рублей
По участию в реализации мер по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
450
По обеспечению условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и массового спорта, организации и проведению официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий.
700
На укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранению и развитию языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования, социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов.
180
Формирование комфортной городской среды 850
Продолжение таблицы 5
По проведению работ по военно-патриотическому воспитанию граждан 355
Эффективное управление муниципальными проектами в условиях высокой неопределенности возможно только в рамках проектного подхода. Местная Администрация должна быть готова к реализации проектов с финансированием из различных источников.
Система управления отраслевыми и территориальными органами Местной Администрации не содержит проектной структуры, что является негативным фактором на пути успешной реализации программ социально-экономического развития муниципального образования.
Внедрение проектного менеджмента рекомендуется начинать с изменения структуры управления муниципального образования, поэтому существует необходимость создания центра взаимодействия между участниками программ и проектов -проектного офиса.
Офисы выполняют следующие функции:
1) участвуют в формировании целей и индикаторов выполнения замысла;
2) готовят документацию и календарный план;
3) обеспечивают руководство портфелями проектов, координируют усилия разных исполнителей, разрешают проблемные вопросы;
4) выявляют и оценивают риски, оперативно реагируют на них;
5) контролируют выполнение процессов на всех этапах и соответствие их стандартам;
6) обеспечивают контрактную деятельность, принимают результаты деятельности;
7) отвечают за документооборот и подготовку отчетности.
Перед Местной Администрацией стоит задача разработать систему управления сложными социальными проектами, основанную на принципах проектного менеджмента, обеспечивающую достижение поставленных целей, сроков, бюджета, и соответствующих стратегий социально-экономического развития в условиях высокой неопределенности, меняющейся динамики бюджетного финансирования и способную достичь общего эффекта при развитии местной экономики.
Таким образом для успешного перехода управления в Местной Администрации муниципального округа Пороховые к проектному подходу необходимо создание системы управления проектами и программами социально-экономического развития на муниципальном уровне. Реализацию такой системы проводить как проект и быть готовым к затратам на обучение муниципальных служащих, повышение их проектной компетентности, создание системы мотивации и стимулирования специалистов.
Заключение
В ходе производственной практики, были приобретены необходимые практические умения и навыки работы, которые понадобятся мне в дальнейшей деятельности. Навыки и умения, приобретенные мной путем непосредственного участия в деятельности организации.
По окончанию практики была достигнута главная цель – закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретения практических навыков, компетенций и опыта деятельности по направлению подготовки, ознакомления на практике с вопросами профессиональной деятельности, направленными на формирование знаний, навыков и опыта профессиональной деятельности.
Данная практика является хорошим практическим опытом для дальнейшей самостоятельной деятельности. За время пройденной практики я познакомилась с новыми интересными фактами. Считаю, прохождение учебной практики успешным. Полученные практические навыки пригодятся мне в будущей работе по специальности. Все поставленные задачи были успешно выполнены.
Список использованных источников
1. Антонов Г.Д. Управление проектами организации: Уч. / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. — М.: Инфра-М, 2018. — 64 c.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 320 c.
3. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов– н– Дону: Феникс, 2016. – 452 с.
4. Тихомирова О.Г. Управление проектами: практикум: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова. — М.: Инфра-М, 2016. — 320 c.
5. Официальный сайт Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пороховые [Электронный ресурс] – Режим доступа: – http://мопороховые.рф/
Остальные части данного отчета по практике: