2. Проектная деятельность Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые
Основания для реализации проектной деятельности Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые:
1) утвержденная долгосрочная «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации»;
2) утвержденная долгосрочная «Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области»;
3) утвержденная долгосрочная «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Пороховые».
В таблице 3 представлена деятельность Местной Администрации в области проектного управления.
Таблица 3
Деятельность Местной Администрации в области проектного управления
Направления деятельности Состав Удельный вес
Операционная (поддерживающая) деятельность Основная деятельность
80%
Проектная деятельность 1) проекты, обеспечивающие реализацию Стратегии социально-экономического развития;
2) проекты, входящие в перечень приоритетных федеральных направлений;
3) проекты по улучшению инвестиционного климата.
20%
В деятельности Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые протекают внутренние и внешние бизнес процессы. Содержание процессов и их наименование четко привязаны к результату деятельности организации или структурного подразделения. От этого зависит определение границ процесса, соответственно, границ ответственности, а также методика оценки эффективности.
К первой группе отнесены процессы, результатом которых являются услуги, произведенные непосредственно структурами администрации и адресованные конкретным гражданам, группам граждан, организациям. В этой группе, кроме уже перечисленных выше, оказываются такие процессы, как предоставление земли в аренду, услуги социального характера.
Вторая группа процессов объединяет процессы управления различными сферами жизнедеятельности города и его жителей: управление образованием, управление системой здравоохранения, управление благоустройством и транспортом, управление ЖКХ и другими вопросами.
Третья группа процессов объединяет деятельность исполнительных органов власти в сфере планирования, прогнозирования развития муниципального образования, управления ресурсами. Результатами этих процессов являются проекты, концепции, планы развития, бюджет города и так далее. Конкретного потребителя здесь выявить невозможно – это все муниципальное сообщество физических и юридических лиц.
В таблице 4 представлены основные бизнес-процессы Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые [5].
Таблица 4
Основные бизнес-процессы Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые
Процессы Цель Результат Потребители
Административные услуги 1) повышение качества и уровня жизни населения Разрешения, справки Отдельные граждане
Управление комплексом муниципального округа 1) повышение качества и уровня жизни населения;
2) повышение уровня социально-экономического развития муниципального округа Управленческое решение Предприятия, учреждения
Управление социально-экономическим развитием муниципального округа 1) повышение уровня социально-экономического развития муниципального округа План, проект, концепция Местное сообщество
Все процессы в Местной Администрации подразделяются на основные и вспомогательные.
Основные процессы – это процессы, направленные на решение вопросов местного значения.
Вспомогательные процессы:
1) бюджетирование;
2) управление муниципальной собственностью.
На сегодняшний день приоритетным проектом Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые является проект «Формирование комфортной городской среды».
Внедрение проектного управления в Местной Администрации осуществляется в несколько этапов:
1) создание отдельного подразделения;
2) наделение функциями проектного офиса существующего подразделения;
3) назначенный или выделенный сотрудник Местной Администрации.
На рисунке 2 представлена организационная схема управления проектом в Местной Администрации [5].
Рис. 2 – Организационная схема управления проектом в Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальные округ Пороховые
Основными результатами управления социальными проектами являются цели, сроки, качество и стоимость достижения результатов. Получить лучшие результаты можно выбирая соответствующие технологии управления проектами, состав, характеристики и назначения ресурсов для реализации муниципальных проектов. Для управления ресурсами необходимо обеспечить эффективную организационную структуру управления проектами, управление коммуникациями, персоналом и тому подобное.
Основным вопросом при реализации муниципальных проектов является наличие ресурсов, необходимых для реализации проектов. При этом проблемой становится как отсутствие требуемых ресурсов, так и их внезапное увеличение, связанное с попаданием муниципалитета в какую-либо программу или целевое федеральное, или региональное финансирование (табл. 5).
Таблица 5
Утвержденные программы муниципального образования Пороховые на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов
Муниципальная программа Бюджет, тысяч рублей
По участию в реализации мер по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
450
По обеспечению условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и массового спорта, организации и проведению официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий.
700
На укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранению и развитию языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования, социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов.
180
Формирование комфортной городской среды 850
Продолжение таблицы 5
По проведению работ по военно-патриотическому воспитанию граждан 355
Эффективное управление муниципальными проектами в условиях высокой неопределенности возможно только в рамках проектного подхода. Местная Администрация должна быть готова к реализации проектов с финансированием из различных источников.
Система управления отраслевыми и территориальными органами Местной Администрации не содержит проектной структуры, что является негативным фактором на пути успешной реализации программ социально-экономического развития муниципального образования.
Внедрение проектного менеджмента рекомендуется начинать с изменения структуры управления муниципального образования, поэтому существует необходимость создания центра взаимодействия между участниками программ и проектов -проектного офиса.
Офисы выполняют следующие функции:
1) участвуют в формировании целей и индикаторов выполнения замысла;
2) готовят документацию и календарный план;
3) обеспечивают руководство портфелями проектов, координируют усилия разных исполнителей, разрешают проблемные вопросы;
4) выявляют и оценивают риски, оперативно реагируют на них;
5) контролируют выполнение процессов на всех этапах и соответствие их стандартам;
6) обеспечивают контрактную деятельность, принимают результаты деятельности;
7) отвечают за документооборот и подготовку отчетности.
Перед Местной Администрацией стоит задача разработать систему управления сложными социальными проектами, основанную на принципах проектного менеджмента, обеспечивающую достижение поставленных целей, сроков, бюджета, и соответствующих стратегий социально-экономического развития в условиях высокой неопределенности, меняющейся динамики бюджетного финансирования и способную достичь общего эффекта при развитии местной экономики.
Таким образом для успешного перехода управления в Местной Администрации муниципального округа Пороховые к проектному подходу необходимо создание системы управления проектами и программами социально-экономического развития на муниципальном уровне. Реализацию такой системы проводить как проект и быть готовым к затратам на обучение муниципальных служащих, повышение их проектной компетентности, создание системы мотивации и стимулирования специалистов.
Остальные части данного отчета по практике: