Раздел 1. Общая характеристика учреждения Администрации Московского района в городе Твери
1.1. Общая характеристика учреждения
Администрация города Твери является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Твери, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Твери федеральными законами и законами Тверской области.
Формирование Администрации города Твери осуществляется Главой города Твери.
В целях обсуждения, подготовки и реализации полномочий Администрации города Твери при Администрации города Твери могут создаваться постоянно или временно действующие коллегиальные органы (советы, комиссии, рабочие группы и другие). Коллегиальные органы создаются также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Полномочия и порядок деятельности коллегиальных органов определяются в соответствующих положениях, утверждаемых правовыми актами Администрации города Твери, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Администрация города Твери обладает правами юридического лица.
Администрация города Твери осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в следующих сферах:
— разрабатывает и реализует основные направления бюджетной и налоговой политики города Твери;
— составляет проект бюджета города Твери и отчеты о его исполнении;
— осуществляет исполнение бюджета города Твери;
— осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери, в соответствии с федеральным законодательством, муниципальными правовыми актами города Твери;
— осуществляет полномочия по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений;
— устанавливает тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями в порядке, установленном решением Тверской городской Думы;
— определяет размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений;
— учреждает печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, учреждает межмуниципальное печатное средство массовой информации;
— создает условия для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
— содействует развитию малого и среднего предпринимательства;
— оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству);
— разрабатывает и реализует адресную инвестиционную программу города Твери;
— проводит анализ, оценку, отбор и экспертизу инвестиционных проектов для представления денежных средств и гарантий за счет средств бюджета города Твери;
— создает в городе Твери благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности.
Администрация района является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, лицевые счета в департаменте финансов Администрации города Твери и в управлении Федерального казначейства по Тверской области, круглую печать с изображением герба города Твери, а также соответствующие штампы и бланки со своим наименованием, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
1.2. Характеристика организационной структуры
Структура Администрации города Твери утверждается Тверской городской Думой по представлению Главы города Твери. В структуру Администрации города Твери могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Твери.
Структура, полномочия и порядок деятельности структурных подразделений Администрации города Твери определяются положениями об этих подразделениях, утверждаемыми Главой города Твери.
Структура Администрации города Твери представлена в приложении 1.
Администрацию города Твери возглавляет Глава города Твери.
Глава администрации района отвечает за деятельность администрации района в целом, а также:
— Официально представляет администрацию района во взаимоотношениях с другими подразделениями Администрации города Твери, Тверской городской Думой, иными структурами.
— Без доверенности действует от имени администрации района, в том числе представляет ее интересы, совершает сделки от имени администрации района, несет персональную ответственность за деятельность администрации района, выполнение возложенных на нее задач и функций, выдает доверенности.
— Осуществляет личный прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан.
— Участвует в согласовании проектов правовых актов Администрации города Твери, касающихся деятельности и полномочий администрации района.
— Издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции администрации района федеральным законодательством, законами Тверской области, Уставом города Твери, иными муниципальными правовыми актами города Твери.
— Организует и обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение решений Тверской городской Думы, правовых актов Главы города Твери, Администрации города Твери, администрации района, иных нормативных правовых актов на территории района.
1.3. Анализ кадрового состава учреждения
Штатная численность администрации Московского района в городе Твери в таблице 1.
Таблица 1 — Штатная численность администрации Московского района в городе Твери
№ Наименование должности Количество единиц
муниципальных
служащих служащих рабочих
Аппарат администрации
1. Глава администрации района 1
2. Заместитель Главы администрации района 3
3. Заместитель Главы администрации района, начальник организационного отдела 1
4. Главный специалист, ответственный секретарь
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 1
Организационный отдел
5. Заместитель начальника отдела 1
6. Главный специалист, помощник Главы администрации 1
7. Главный специалист 3
8. Ведущий специалист 1
9. Инспектор 1
Правовой отдел
10. Начальник отдела 1
11. Главный специалист, юрист 3
Отдел по связям с общественностью и массовой работе
12. Начальник отдела 1
13. Заместитель начальника отдела 1
14. Главный специалист 3
15. Ведущий специалист 1
Отдел благоустройства и жилищно-коммунального комплекса
16. Начальник отдела 1
17. Заместитель начальника отдела 1
18. Главный специалист 3
19. Ведущий специалист 2
Отдел экономики и планирования
20. Начальник отдела 1
21. Главный специалист 2
22. Ведущий специалист 1
Жилищный отдел
23. Начальник отдела 1
24. Главный специалист 1
25. Ведущий специалист 2
Отдел учета и отчетности
26. Начальник отдела, главный
бухгалтер 1
27. Заместитель начальника отдела,
заместитель главного бухгалтера 1
28. Главный специалист 2
29. Бухгалтер 1
Отдел материально-технического обеспечения
30. Начальник отдела, начальник
штаба ГО и ЧС 1
31. Старший инспектор 2
32. Водитель 5 разряда 3
33. Уборщица 5
34. Электрик 3 разряда 1
Всего 55 человек 42 4 9
1.4. Основные направления деятельности, задачи и функции учреждения
К полномочиям администрации муниципального района относятся:
1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;
2) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в порядке, установленном Собранием депутатов;
3) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
4) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
5.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;
5.2) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
6) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией (вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции);
6.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
6.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
8) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
10) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
11) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
13) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
14) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;
14.1) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с федеральным законом;
15) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
16) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;
17) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
18) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;
19) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;
20) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
21) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
22) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
24) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры»;
25) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;
26) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;
27) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;
28) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью;
29) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
30) организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального района, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального района;
31) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района;
32) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
33) осуществление муниципального лесного контроля;
36) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
37) осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района;
38) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах межселенной территории муниципального района, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Иные полномочия администрации муниципального района:
1) заключение договоров и соглашений по вопросам, отнесенным к ведению муниципального района;
2) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
2.1) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки проведения муниципальных выборов, местного референдума;
3) обеспечение исполнения принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между органами местного самоуправления, определенным настоящим Уставом;
4) ведение реестров расходных обязательств муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном администрацией муниципального района;
5) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
6) передача муниципального имущества во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Еврейской автономной области и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждение, совершение иных сделок в соответствии с федеральными законами;
7) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; субсидиарная ответственность по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечение их исполнения в порядке, установленном федеральным законом;
7.1) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
7.2) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
8) обеспечение сбалансированности местных бюджетов и соблюдения установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню исоставу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципального района;
9) предоставление в порядке, установленном федеральным законодательством в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти Еврейской автономной области отчеты об исполнении местного бюджета муниципального района;
10) иными полномочиями в соответствии с федеральным законом.
1.5. Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждения
Можно выделить основные нормативно-правовые акты регламентирующие деятельность администрации:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Федеральный закон О муниципальной службе в Российской Федерации N 25-Ф.
4.Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
5. Устав администрации Московского района в городе Твери.
6. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру местной администрации утверждает представительный орган муниципального образования по представлению главы местной администрации.
1.6. Экономическая и социальная значимость учреждения
Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации утвержден Правительством Российской Федерации в 2015 году (далее – Стандарт) и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на улучшение конкурентной среды. Он призван не просто способствовать упрочению конкуренции. Его цель – установить ответственность органов исполнительной власти и регионов за создание условий, поддерживающих развитие конкуренции, учитывая региональную специфику, её стимулирование; поддержку и защиту субъектов малого и среднего бизнеса. Стандарт вводит так называемую «дорожную карту» (план мероприятий, способствующих формированию и подъёму конкуренции).
В целях внедрения стандарта развития конкуренции в Тверской области, а также во исполнение постановления Губернатора Тверской области от 25 января 2018 года № 10-пг «Об утверждении перечня социально значимых рынков Тверской области и приоритетных рынков Тверской области и плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Тверской области» Администрацией города Твери разработан план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции на территории города Твери, утвержденный постановлением Администрации города Твери от 15.08.2019 № 1044 (далее — План).
План включает системные мероприятия, направленные на содействие развитию конкурентной среды на территории города Твери, мероприятия по содействию развитию конкуренции на приоритетных и социально значимых рынках города Твери, а также целевые показатели развития конкуренции.
В рамках подготовки к проведению мероприятий представители Администрации города Твери принимали участие в видеоселекторном совещании по вопросам организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
С точки зрения структурного подхода к исследованию состояния конкурентной среды уровень конкуренции в городе Твери является умеренным. С позиции нахождения компромисса между интересами бизнеса и потребительскими запросами данный уровень конкурентной активности на муниципальных товарных рынках является наиболее оптимальным. Высокий уровень конкуренции требует дополнительных затрат от предпринимателей по привлечению покупателей, снижая среднюю прибыль в отрасли. Слабый уровень конкуренции сужает возможности выбора и уровень требований потребителей к характеристикам предлагаемых товаров и услуг.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области по состоянию на 01.01.2019 года число учтенных субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Твери составило 25,6 тысяч единиц и увеличилось незначительно к 2017 году на 35 единиц. Рост общей численности субъектов МСП обусловлен увеличением числа индивидуальных предпринимателей: за 2018 год их число возросло до 11,7 тыс. человек, составив 45,8% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом число микро- и малых предприятий сократилось к 2017 году.
Вместе с тем за 2018 год на территории города Твери согласно данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства было вновь создано 3 258 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе впервые зарегистрировали свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей 2 тыс. физических лиц.
Наибольшая доля субъектов МСП в общем числе традиционно приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (34,6%), строительство (10,3%), транспортировку и хранение (9,6 %).
Удовлетворенность качеством официальной информации о состоянии конкурентной среды, размещаемой в открытом доступе, оценивалась по критериям доступности, понятности, удобству получения. В результате опроса менее половины ответивших (46,9%) оценили доступность информации как «удовлетворительно» и «скорее удовлетворительно». Оценки «неудовлетворительно» и «скорее неудовлетворительно» поставили 29,6% респондентов. 46,0% респондентов считают, что размещаемая информация понятна для восприятия, поставив оценку «удовлетворительно» и «скорее удовлетворительно». Не согласны с данной точкой зрения 29,9% опрошенных, оценивая уровень понятности информации как «неудовлетворительно» и «скорее неудовлетворительно». Остальные затруднились с ответом. Полярные точки зрения получены в результате анкетирования уровня удобства получения информации: позитивное мнение высказали 42,5% респондентов, не удовлетворены — 32,7%.
Оценка удовлетворенности уровнем цен на тверском рынке услуг показала низкий уровень удовлетворенности (ответы «скорее неудовлетворительно» и «неудовлетворительно») потребителей установленными ценами на услуги:
— медицинские услуги (76,1% опрошенных);
— жилищно-коммунального хозяйства (74,7%);
— перевозок пассажиров наземным транспортом (71,9%);
— розничной торговли (60,2%);
— сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (57,4%);
— культуры (50,2%);
— дополнительного образования детей (49,7%);
— детского отдыха и оздоровления (49,7%),
— социального обслуживания населения (46,2%),
— дошкольного образования (46,2%).
Учитывая два возможных варианта ответа («удовлетворительно» и «скорее удовлетворительно»), наиболее высокий процент удовлетворенности уровнем цен получился только по рынку услуг связи (48,0% опрошенных).
Необходимо заметить, что в анкетах потребители указали перечень товаров, работ и услуг, цены на которые в Тверском регионе выше по сравнению с другими регионами. Обращают на себя внимание следующие виды услуг:
— услуги ЖКХ (42,3% опрошенных),
— продукты питания- 33,1%,
— наземный транспорт — 26,7%,
— медицинские услуги – 17,0%,
— бензин — 10,7%,
— образование — 3,1%,
— на все товары и услуги – 2,9%.
В 2019 году на территории города Твери действовали 3 утвержденные инвестиционные программы:
1) МУП «Тверьгорэлектро» в сфере электроснабжения на 2016-2019 годы (утверждена приказом ГУ РЭК Тверской области от 14.08.2015 №120-нп);
2) филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнерго» в сфере электроснабжения по Тверской области на 2016-2019 годы (утверждена приказом ГУ РЭК Тверской области от 14.08.2015 № 121-нп);
3) ООО «Тверь Водоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2025 годы (утверждена приказом ГУ РЭК Тверской области от 19.12.2018 № 258-нп).
Исполнение полномочий в области государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественных монополий (в том числе реализации инвестиционных программ) возложено на ГУ РЭК Тверской области.
На настоящем этапе внедрения Стандарта развития конкуренции определить эффективность реализации инвестиционных программ и отдельных проектов субъектов естественных монополий на основании представленных оценок потребителей товаров, работ и услуг не представляется возможным, так как действующие механизмы общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий на муниципальном уровне отсутствуют.
Остальные части данного отчета по практике: